Сборник «Волшебный фонарь» (второй по времени публикации) довольно слабо освещен в исследовательской литературе. Этому есть как объективные причины (например, тесная связь с первым сборником «Вечерним альбомом», из-за которой их часто рассматривают в паре), так и субъективные (по мнению критиков он оказался значительно слабее первой книги).
Не ставя перед собой задачу дать оценку сложившейся ситуации, я тем не менее хочу восполнить имеющийся пробел и посвятить свой сегодняшний пост одному из разделов сборника «Волшебный фонарь».
Ключевым, т.е. дающим ключ к пониманию раздела «Дети растут», является стихотворение «В пятнадцать лет». Можно предположить, что с детством М. Цветаева прощается в связи со смертью матери. Но М.А. Мейн умерла 5 июля 1906 года, Марине Цветаевой было в это время 13, а не 15 лет. Возможно «возраст взросления» она «округляет», чтобы он лучше вписался в текст и размер стихотворения. Но словосочетание «в пятнадцать лет» можно без труда заменить словосочетанием «в тринадцать лет», ни ритм, ни рифма от этого не изменятся. С каким же тогда событием связан 15-летний возраст?
В своих автобиографиях М. Цветаева указывает, что сборник «Вечерний альбом» составили стихи «15, 16, 17 лет». О том же пишет и А.И. Цветаева в «Воспоминаниях»: «Осень 1907 года… Я почти подошла ко времени, когда Марина начала писать стихи о нас двух», т.е. стихи, составившие впоследствии «Вечерний альбом». Таким образом, пятнадцать лет – это возраст начала осознанного творчества, это возраст, когда М. Цветаева почувствовала себя настолько взрослой, чтобы быть поэтом. Именно об этом ощущении собственной взрослости иронично пишет Цветаева в данном стихотворении: «так с милым детством я прощалась, плача, / В пятнадцать лет».
Сборник «Волшебный фонарь» — это новый творческий и новый возрастной этап. В связи с этим очень символично, что раздел «Дети растут» состоит из шестнадцати текстов:
- Колыбельная песня Асе
- Подрастающей
- В пятнадцать лет
- Волшебник
- Первая роза
- Исповедь
- Угольки
- Дикая воля
- Гимназистка
- Тройственный союз
- Поклонник Байрона
- «Он был синеглазый и рыжий…»
- Под дождем
- Детский юг
- Только девочка
- Тверская
Напрашивается предположение, что первые четыре текста называют четыре этапа взросления М. Цветаевой, которые дальше раскрываются более подробно. Попробуем разобраться, что это за этапы:
1 этап: Колыбельная песня Асе – Первая роза, Исповедь, Угольки. Колыбельная песня – это песня для самого маленького ребенка, младенца, но уже в этом тексте возникают образы влюбленных пажей, первых невинных поцелуев («и коснутся чьи-то губки / Башмачков твоих»). Стихотворения «Первая роза», «Исповедь», «Угольки» также объединены темой первой детской любви. Марина Цветаева писала о себе:
«Когда я дальше и дальше заношу голову в прошлое, стараясь установить, уловить, кого я первого, самого первого, в самом первом детстве, до-детстве, любила, — отчаиваюсь, ибо у самого первого… оказывается еще более первый…, а у этого самого – еще более самый… и т.д., и т.д.».
По сути, не важно, кто первый вызвал это чувство, этот «жар в грудной ямке»: студент ли Айналов, гимназист ли Сережа Иловайский или кто-то другой, важно то, что первая любовь в жизни Марины Цветаевой относится к событиям очень раннего детства, практически младенчества.
2 этап: Подрастающей – Дикая воля, Гимназистка, Тройственный союз. В стихотворении «Подрастающей» автор обращается к своей героине: «Зачем переросла, дружок, / Свою ты колыбель?». Перерастание, выход за рамки сдерживающих границ – есть сущность и причина любого мятежа. Семантическим инвариантом стихотворений «Дикая воля», «Гимназистка», «Тройственный союз» является тема бунта, мятежного духа, непокорного сердца. В «Ответе на анкету» (1926) Цветаева указывала, что с 12 лет она увлеклась Наполеоном, затем народовольчеством. Юношеский максимализм заставлял ее чувствовать себя ярой революционеркой. В одном из писем к Петру Юркевичу 1908 года Цветаева писала:
«Единственно ради чего стоит жить — революция. Именно возможность близкой революции удерживает меня от самоубийства».
3 этап: В пятнадцать лет – Поклонник Байрона, «Он был синеглазый и рыжий…», Под дождем. Мы уже отметили, что пятнадцать лет – это возраст, когда М. Цветаева начала писать стихи, составившие впоследствии сборник «Вечерний альбом». Однако сам сборник появился только через три года, в 1910 году, и издала его М.Цветаева «взамен письма» к В.О. Нилендеру, первой серьезной, но не получившей развития любви М. Цветаевой. Общей темой для стихотворений «Поклонник Байрона», «Он был синеглазый и рыжий…», «Под дождем» является тема отказа, оскорбленной гордости.
4 этап: Волшебник – Детский юг, Только девочка, Тверская. Рискнем предположить, что в образе волшебника из одноименного стихотворения М. Цветаева изображает Сергея Эфрона. В своей книге «Детство» Эфрон называет волшебницей девушку Мару, прототипом которой стала М. Цветаева, почему бы Цветаевой в ответ в своем сборнике, посвященном Эфрону, не изобразить и его в образе волшебника? На Эфрона в данном образе указывают необыкновенной красоты глаза («под каждою бровью – звезда»), веселый нрав («он стоит и смеется») и некоторая нерешительность («стоит у дверей / И не знает уйти ли»). С.Эфрон помог М. Цветаевой «излечиться» от трагичной любви к Нилендеру, спас ее от одиночества с книгами («Я устала от книг!.. Уничтожь мои книги!») и примириться с действительностью: «сиянию витрин» радуется М. Цветаева в стихотворении «Тверская» и смиряется с собой в роли «только девочки» в одноименном стихотворении.
Таким образом, раздел «Дети растут» демонстрирует процесс взросления Марины Цветаевой, этапами которого являются: первые детские влюбленности, революционность, первая взрослая влюбленность и первая настоящая взаимная любовь.