Стихотворение тесно связано со «Стихами о Москве», хотя входит в цикл «Стихи к Блоку», потому что заключает в себе любовь не только к Блоку, но и к Москве. После поездки в Петербург в Цветаевой неожиданно проснулся московский поэт, который был намерен соревноваться с петербуржцами – Блоком и Ахматовой, представляя и воспевая Москву.
У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!
И гробницы в ряд у меня стоят,—
В них царицы спят, и цари.И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе — до зари!И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как. над рекой — Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…Но моя река — да с твоей рекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря — зари.7 мая 1916
Сильные позиции здесь – начало и конец стихотворения. Их анализ позволяет заключить, что основная тема стихотворения – Моя Москва, т.е. Москва Марины Цветаевой, и Я и Ты (Блок):
У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!
…
Но моя река — да с твоей рекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Три последние строфы – это горечь по поводу «невстречи» с Блоком, поэтом, перед которым она преклонялась и которого называла «сплошной совестью», воплощенным «духом». Строка Не догонит заря – зари символична. Заря здесь — олицетворение светлого творческого начала. Во второй строфе Цветаева как бы проверяет это слово в разных позициях, играет им:
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе — до зари!
Ключевые слова в стихотворении – Москва и Кремль, повторенные по три раза, и Ты над своей Невой. Рифма связывает, казалось бы, далекие семантически слова и выдвигает их в качестве ключевых, важнейших: Кремль – земля – заря; Москва – голова; люблю – внемлю – Кремлю.
В этом стихотворении необычна рифма: последние строки всех пяти строф рифмуются между собой: цари – до зари – фонари – звонари – зари. И это создает еще один план стихотворения, как бы его подтекст.
Учет сильных позиций и ключевых слов, а также специфики рифмы позволяет лучше понять тему стихотворения – неповторимая величавость Москвы, где легче дышится — чем на всей земле. Композиционным стержнем стихотворения стало противопоставление двух городов: Москва – я – моя рука – моя река – Кремль, с одной стороны, и Нева – ты – твоя рука – твоя река — с другой.
Лексический строй стихотворения усиливает звучание местоимений. Кто таится за этими местоимениями? Цветаева и Блок? Женщина и мужчина вообще? Поэт и мир? Каждый из этих ответов в достаточной мере точен, но еще важнее сам факт многозначности этих местоимений, благодаря чему стихотворение может быть истолковано по-разному.
В стихотворении выдержана однообразная ритмическая и звуковая организация. В первых трех строках каждой строфы важным средством выражения экспрессии становится особый плавный, мелодичный ритм, а последняя строка как бы обрубает и завершает песню. Немалую роль при этом играет ассонанс: звуковой повтор ударного А (первая строфа), Э (вторая строфа), У (третья строфа) создает особый фон, на котором лучше воспринимается смысл строфы. Идея торжественности, медленности проходит через все стихотворение благодаря настойчивым повторениям ударных гласных в рифмах: горят – звонят – стоят и т.д.
Таким образом, ритм стихотворения, его звуковая палитра, семантика стержневых (ключевых) слов и другие приемы магически воздействуют на эмоции читателя.
* Источник — Маcлова В.А. Марина Цветаева. Над временем и тяготением. Минск, 2000. — С. 50 — 52.
Книга «Марина Цветаева. Над временем и тяготением» Валентина Маслова — в интернет-магазине Ozon.ru |
В целом ряде стихотворений Цветаевой и Окуджавы в центр выдвигается интимно-доверительное общение лирического героя с душой города – причем зачастую это город ночной или предрассветный, освобожденный от бремени дневной суеты и открытый к соприкосновению с ритмами душевной жизни личности.