Стихотворение, открывающие цикл «Стихи к Блоку» создано в 1916 году. Формальным поводом для его написания стала несостоявшаяся встреча двух поэтов. Напомним, что в начале 1916 года Марина Цветаева посетила Петроград. Воспоминания об этой поездке легли в основу ее прозы «Нездешний вечер».
Вернувшись в Москву, Цветаева одно за другим пишет стихотворения, обращенные к Блоку, Ахматовой, Мандельштаму. Имя последнего не названо ни в одном тексте. Впрочем, и имя Блока не называется. Это, пожалуй, одна из основных особенностей стихотворения «Имя твое…». Для сравнения, в стихотворении, открывающем цикл стихов «Ахматовой», имя адресата указано дважды.
Однако неназванное имя адресата стихотворения «Имя твое….» безошибочно угадывается. И это вторая особенность анализируемого текста. Фамилия Блок заменена рядом акустических и смысловых ассоциаций. Сочетание звуков [бл] напоминает автору бульканье, щелканье, приглушенный звон. Перечислим акустические ассоциации:
— льдинка на языке,
— серебряный бубенец во рту,
— камень, кинутый в тихий пруд,
— щелканье ночных копыт,
— звонко щелкающий курок,
— ключевой, ледяной, голубой глоток.
В то же время слово «блок» в русском языке является синонимом слов ограничение, остановка, запрет. В связи с этим можно выделить следующие смысловые ассоциации:
— птица в руке,
— мячик, пойманный на лету,
— ах, нельзя!
— поцелуй в глаза,
— поцелуй в снег,
— глубокий сон.
Но и это еще не все. Автор передает артикуляционные и орфографические особенности фамилии Блокъ, которая в дореволюционной орфографии писалась с непроизносимым Ъ на конце.
— одно движение губ,
— пять букв.
Примечательно также, что в последнем слове стихотворения (глубок) содержатся все буквы, составляющие фамилию Блок.
Только на первый взгляд набор и последовательность предложенных автором ассоциаций кажутся случайными. При ближайшем рассмотрении они оказываются тщательно продуманными. Во-первых, как справедливо отметила исследователь Алиса Динега, их объединяет — ощущение боли. Птица рвется из рук, мяч больно ударяет ладони, камень нарушает гладкость и спокойствие вод и т.д. Причем стихотворение выстроено таким образом, что боль носит очень конкретный вид и степень ее постоянно нарастает. Заключительное сравнение «глубокий сон» (метафора смерти) является в данном случае закономерным итогом.
Во-вторых, каждая из описанных ситуаций длится очень короткое время, одно мгновение. Птица улетит, льдинка растает, камень утонет, всадник удалится и т.д. Так же, по мысли автора, и сама Поэзия, на «мгновение» воплотившись в поэта Блока, вновь ускользнет, оставив после себя ощущение утраты. Но вместе с тем и чувство, что мы, смертные, прикоснулись к чему-то божественно-прекрасному, возвышенному.
Литература: Dinega, Alyssa W. A Russian psyche: the poetic mind of Marina Tsvetaewa. 2001 — 304 с.