В 1933 году М.Цветаева пишет автобиографический очерк «Дом у Старого Пимена». Работа над ним продолжалась почти пол года, в это время возобновилась ее переписка с В.Н. Муромцевой-Буниной, которую Цветаева называет «единственной-здесь-свидетельницей» своего московского детства, и которой поясняла свой замысел и задачи.
Речь в данном очерке идет о доме историка Дмитрия Ивановича Иловайского, однако свое первое письмо к Буниной о работе над очерком Цветаева начинает со слов:
«Я сейчас погружена в наш трехпрудный дом (мир)».
И это не оговорка. М. Цветаева знала о «генетической» связи Трехпрудного и Старопименовского домов. Трехпрудный дом также некогда принадлежал Д.И. Иловайскому, был отдан им в приданое В.Д. Иловайской, первой жене И.В. Цветаева, и после смерти Ивана Владимировича достался ее детям (Марина и Анастасия были детьми от второго брака И.В. Цветаева с М.А. Мейн), т.е., по сути, так и остался домом Иловайских.
Были между этими домами и другие черты сходства. Главой обоих домов были ученые, не замечавшие никого и ничего вокруг. Д.И. Иловайский ничего «не видел», из-за этого, например, никогда не различал Марину и Анастасию, не узнавал их:
«не узнавал он нас не потому, что нас столько-то лет не видел, а потому, что он нас вообще никогда ни разу не увидел, то есть лица с именем не связал».
И.В. Цветаев ничего «не слышал»:
«ни нас, ни наших гамм, ганонов и галопов, ни материнских ручьев, ни Валерииных (пела) рулад».
Вероятно, не случайно, работая над образом Иловайского, Цветаева параллельно пишет серию коротких очерков об отце («Лавровый венок», «Музей Александра III», «Открытие музея»). Хотя не исключено, что здесь сыграло роль простое совпадение дат: в 1933 году исполнилось двадцать лет со смерти И.В. Цветаева.
Между хозяйками двух домов тоже не трудно отыскать сходство: и Александра Александровна (Иловайская) и Мария Александровна (Цветаева) были вторыми женами ученых мужей, были значительно моложе своих супругов, и обе, выйдя замуж, словно отказались от жизни, «похоронили» себя в детях.
Таким образом, Старопименовский дом в каком-то смысле является прообразом Трехпрудного дома. Впрочем, о своем отчем доме Марина Цветаева не стала бы рассказывать столько зловещих подробностей.
Другие статьи по теме:
1. История Трехпрудного дома. Часть 1
2. Образ Трехпрудного дома в стихах «Вечернего альбома». Взгляд изнутри
3. Образ Трехпрудного дома в стихах «Волшебного фонаря». Прощание с домом
4. Образ Трехпрудного дома в произведениях периода «Юношеских стихов». Рождение легенды