В предыдущей заметке мы попытались выяснить тематические особенности стихотворений, входящих в цикл, и ту систему, которая создается совокупностью тем. То есть отвечали на вопрос «Что?» Дальше мы будем рассматривать цикл, отвечая на вопрос «Как?», то есть попытаемся выяснить способ художественного воплощения тем. Прежде всего посмотрим, что можно сказать о жанровой природе цикла.
При изучении трудов исследователей цикла «Ахматовой» не удалось найти такого, в котором бы анализировался ракурс жанра. Отметим лишь, как подходит к этому вопросу С. Полляк:
«Поэтическое славословие не раз бывало жанровым стереотипом эпохи. Однако оно может быть и средством глубоко личного высказывания, где выбор обусловлен творческими потребностями самого поэта. У Цветаевой, в творчестве которой прославление занимает важное место, оно безусловно является разновидностью ее собственного высказывания, избранным ею самой поэтическим жанром, выражающим ее отношение к миру и к герою, противопоставляемому миру» (Полляк: 179)
Таким образом, цикл «Ахматовой», как следует из сказанного, является примером тематического жанра «славословия». Однако это приводит к необходимости определить ту форму, в которой Цветаева реализовала прославление Ахматовой.
При просмотре текстового ряда цикла обнаруживается, что жанровая природа стихотворений выглядит довольно однообразно. Известно около сотни более-менее определенных стихотворных форм, от оды до ямбов, но все тринадцать текстов наделены одним и тем же родовым признаком: это лирическое стихотворение. Из множества его определений воспользуемся таким:
Лирическое стихотворение типично …неподвижностью темы, даваемой в различных вариациях, вводимой все в новые и новые ассоциации» (Томашевский: 151).
Такое определение, по нашему мнению, с исчерпывающей полнотой характеризует художественную форму, выбранную Цветаевой для построения цикла.
Жанровая однородность стихотворений свидетельствует о внутреннем единстве цикла. Стихотворения можно представить как отдельные фрагменты из потока авторских размышлений, не прекращавшего свое течение и не менявшего свою природу. Такая особенность наводит на мысль о наличии некоей метаобщности, жанрового образования другого уровня.
Чтобы проверить это предположение, обратимся к исследованиям, в которых анализируется
«…ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой — от лирической поэмы. Наиболее полный набор этих признаков предлагает Л.Е. Ляпина в работе «Проблема целостности лирического цикла»:
«1. Авторская заданность композиции.
2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.
3.»Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.
4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.
5. Лирический принцип изображения» (Ляпина)
Посмотрим, подходят ли эти критерии к рассматриваемому циклу.
- Авторская заданность композиции.
Этот признак присутствует, причем задан самым явным способом: общим названием-посвящением «Ахматовой».
- Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.
В заметке, посвященной анализу композиции цикла, мы показали, что стихотворения, как правило, имеют собственную, отличную от других тему, а тексты со сходной темой кардинально различаются по ракурсу ее подачи. Следовательно, и этот признак в цикле присутствует.
3.»Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.
И этот признак, логично вытекающий из общего названия, также присутствует в цикле. Но центром композиции является отнюдь не образ, задекларированный в заглавии цикла. Сам дательный падеж, в котором поставлено имя Ахматовой, указывает: его задача — не рассказать об Ахматовой, а раскрыть цветаевское представление о ней. И в каждом стихотворении, кроме образа Ахматовой, проявляет себя и образ самой Цветаевой. По нашему мнению, смысловой и композиционный центр цикла — не образ Ахматовой или Цветаевой, а связь этих образов. В той или иной форме она реализуется с начала до конца.
- Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.
Этот признак можно интерпретировать таким образом, что тексты цикла не механически следуют один за другим, а связаны логически обоснованными и художественно оправданными средствами. Анализируя композиционную структуру цикла, мы выявили эту связь. Следовательно, и этот признак имеется в наличии.
- Лирический принцип изображения.
Раскрывая смысл понятия лирики, Б.В. Томашевский указывает:
Тематическое развитие в лирических жанрах определяется характером стиховой речи. Стих есть существенно деформированная речь. …слово фигурирует не только как смысловая единица, но и как художественно-ценный звуковой комплекс. Внимание, уделяемое слову, увеличивается, слово как бы «проявляется», будучи вдвинуто в ритмическую слоговую последовательность» (Томашевский: 150).
Эта особенность проявляется в каждом стихотворении цикла с типично цветаевской яркостью и определенностью. Как именно — вопрос дальнейшего анализа.
Пока же сделаем выводы:
1 . Цикл «Ахматовой» в идейно-тематическом плане принадлежит к разряду «славословий».
2. В художественном плане на основании внутреннего жанрового единства текстов и наличии общих родовых признаков его можно классифицировать как пример самостоятельной жанровой формы: лирический цикл.
ЛИТЕРАТУРА
- Ляпина — Ляпина Л. Проблема целостности лирического цикла/ Л.Ляпина// Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. — Донецк: 1977. — http://slovar.lib.ru/lib/htm2_vopt_teor_cikl.htm
- Полляк — Полляк С. Славословие Марины Цветаевой (Стихи к Блоку и Ахматовой) // Марина Цветаева: Труды 1-го межд. симпоз. Bern, Berlin, Frankfurt / M.; New York; Paris; Wien, 1991. С. 179–191.
- Томашевский — Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999.