В предыдущей заметке мы отметили: «Маски, в которых предстают лирические героини цикла, разнообразны». Это положение основано на так же приведенном ранее кратком перечне «образов» Ахматовой»:
Исследователи отмечали в цикле «Ахматовой» избыток устрашающих образов [Лосская: 21; Лиснянская: 47, 57]. Ср. «Ты черную насылаешь метель на Русь, / И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы»; «Ты, срывающая покров / С катафалков и с колыбелей, / Разъярительница ветров, / Насылательница метелей»; «краса Грустная и бесовская»; «над червонным моим Кремлем / Свою ночь простерла» [СС1: 303-308]. С. Ельницкая утверждает, что «портрет Ахматовой весь выдержан в черных тонах. Ахматова — страшная, темная сила <…> “чей голос — о глубь, о мгла!”» [Ельницкая: 26-27]» (Войтехович: 428)
Это разнообразие
проявляется не только в сочетании непохожих «ликов» героини из разных стихотворений («Муза», «демон» и «Златоустая Анна всея Руси»), но и в каждом из этих образов, в пределах одного стихотворения (Войтехович: 430)
Кроме этого, и «восточный элемент отразился в цветаевском образе Ахматовой» (Там же). Можно сказать, что в цикле сформирован образный ряд главной лирической героини.
Но и вторая лирическая героиня — Цветаева — также является в стихах под разными ликами, воплощается в разных персонажах, формируя собственный образный ряд
Попробуем выяснить, не существует ли какая-либо тенденция в этих двух рядах, нет ли между ними какой-либо связи? Для этого выстроим их в последовательности стихотворений цикла.
№ ст. | Ахматова | Цветаева |
1 | Муза плачаШальное исчадие ночи белой | [Дарительница Москвы] |
2 | Царскосельская музаГорбоносая [распорядительница судеб] | [Вдохновенная воспевательница] |
3 | Прах легчайшей птицы[Двуединая ипостась] ангела и орла | [Рассказчик (нарратор)] |
4 | [Мать царского сына][Жена царя] | [Рассказчик (нарратор)] |
5 | [Юная поэтесса] | [Рассказчик (нарратор)] |
6 | Конвойный | Острожник |
7 |
Разъярительница ветров,Насылательница метелейЧернокнижница
Крепостница |
[Антипод и будущая жертва] |
8 | [Богомолка]краса Грустная и бесовскаяХлыстовская богородица | [Свидетельница] |
9 | Златоустая Анна всея Русивсея Руси Искупительный глагол | [Бескорыстно любящая] |
10 | Земная женщинанебесный крест[Лик с иконы] | [Истово любящая] |
11 | [Владычица Вселенной] | [Озорная невинная детская душа] |
12 | — | [Медиум мировой отзывчивости] |
13 | ЦарицаБарынька | [Паломница][Торговка ягодами] |
Определение образов, разумеется, выведено с определенными допущениями и упрощениями. В квадратных скобках приведены реконструированные нами маски. Сразу можно отметить, что в отношении Цветаевой они в абсолютном большинстве. В отношении Ахматовой в абсолютном большинстве конкретные авторские определения. В нескольких случаях ее образ создается косвенными приемами, через описание функций, сюжетное поведение.
В плане той множественности, которая отмечена в пределах одного текста, мы насчитали 25 «масок» Ахматовой и 14 — Цветаевой. Их отношение приблизительно 2:1. Это логично: Ахматова — доминантный образ цикла. При этом, однако, она полностью отсутствует в 12-м стихотворении, где происходит самопрезентация Цветаевой: на себя она глазами Ахматовой не глядит.
Ее же взгляд присутствует в каждом тексте, и это тоже логично. Однако окраска собственного образа в разных стихах разная, и маски ведут себя по-разному, в зависимости от задачи текста и выбранного ракурса. Если распределить роли Цветаевой по шкале эмоционального отношения к Ахматовой, то абсолютный минимум наблюдается в стихах 3-5, где лирическая героиня Цветаевой — статичный, пассивный образ, отстраненный повествователь, размышляющий наблюдатель, нейтральный посредник между ахматовским миром и читателем.
Более эмоциональна и позитивна «свидетельница» в 8-м стихотворении, намекающая на духовную близость с условной «богомолкой».
В текстах 1-2, 9-11 градусник зашкаливает: героиня Цветаевой, «дарительница Москвы», «вдохновенная воспевательница», «бескорыстно» и «истово» любящая», доходит до высших степеней экзальтации и самоуничижения.
«Антипод и будущая жертва» осторожно, но твердо противопоставляет себя Ахматовой в 7-м стихотворении.
«Острожник» в 6-м тексте противостоит «конвойному» гораздо более жестко и непримиримо, но сохраняет осторожность, действие останавливается на пороге обманного приема.
12-й текст, где Цветаева являет себя как «мирового медиума», — апофеоз собственного достоинства, спокойное и уверенное предъявление права на поэтический трон.
В 11-м стихотворении «детская душа» уже проявляет активность, решается на отчаянное, открытое внедрение в царство Ахматовой.
А в 13-м — совсем иные, неожиданные маски: «паломница» и «торговка ягодами». И их поведение — совсем не то, как ведет себя «острожник», а активность — совсем иного плана, чем «детской души»: их задача — не сбежать от Ахматовой и не победить ее дерзким наскоком, а выиграть в поединке ролей.
Можно предположить, что цветаевские маски использовали все основные значимые позиции на шкале отношения к Ахматовой, таким образом предъявив и выразив те основные пункты, на которых сосредоточивалось внимание Цветаевой к ахматовской теме.
Мы предложили лишь одну интерпретацию ролевой игры, предложенной в цикле. Она не совпадает с последовательностью текстов, и это не дает возможности сразу ответить на вопрос — какую задачу эта игра выполняет в данном, композиционно заданном пространстве. Предполагаем, что можно найти достаточно обоснованный ответ и на этот вопрос. Это тема будущих изысканий. Пока что остановимся на выявленных в цикле образных рядах и на том, что каждый из образов выполняет ту задачу, ради которой создан конкретный текст.
ЛИТЕРАТУРА
Войтехович — Войтехович Р. Польская гордыня и татарское иго в стихах Цветаевой к Ахматовой. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia XII: Мифология культурного пространства: К 80-летию С. Г. Исакова. Тарту, 2011. С. 427– 450.