Трудно в кратких заметках рассказать обо всем, что довелось увидеть и услышать за три дня проведения конференции. А рассказать хочется обо всем — настолько там было интересно и ново… Пока попытаюсь обозначить наиболее яркие впечатления первого дня и отмечу то, чем запомнились выступления докладчиков.
О.А. Клинг. «Второе рождение» М.И. Цветаевой: «Версты-I».
Б.Л. Пастернак называл период творчества Цветаевой начала 1920-х годов «вторым рождением» — в том смысле, какой он видел в «отходе» от символистских традиций. С этой точки зрения сборник «Версты-I» — постсимволистская книга. В первых сборниках («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь») Цветаева еще выступает как ученица символистов, хотя и весьма строптивая. Характерной особенностью ее творчества является несовпадение с хронологией литературных процессов. И сборник «Версты-I», как считает докладчик, это в том числе и диалог с акмеизмом, который к этому времени давно уже стал историческим прошлым.
Е.В. Титова. Эволюция идейно-художественных принципов в лирических циклах М.И. Цветаевой: от позиции «я и мир» к позиции «я вне мира»
Цветаева — самый «циклический» из поэтов, считает докладчик. И доказательством этому служит постоянное воспроизведение в поэтических циклах модели типа «дисгармония — гармония». С течением времени модель меняет ракурс представления этой цикличности. В первых книгах наблюдается тип «Я и мир». Примером может служить первый сборник «Вечерний альбом», в котором метасюжет развивается в таком направлении: открытие мира — неистинность — отказ от живой любви в пользу «теней» как обретение новой гармонии. Таким образом происходит непрерывное лирическое движение. Такая же модель наблюдается и в циклах «П.Э.», «Подруга», «Стенька Разин», «Блоку», «Мандельштаму» и др.
В 1920-е годы наблюдается лирическая полифония, такой тип можно назвать «Я и Ты в мире». Адресатом может быть любой. Поэтому, кстати, так легко снимались посвящения.
Е. Титова заканчивает свой обзор выводом по последним стихотворениям Цветаевой. В них проявляется тип модели «Я вне мира».
Этот доклад, как кажется, наиболее соответствует девизу конференции. Его хочется цитировать полностью — столько там интересных наблюдений и убедительных доказательств. Но подождем до публикации.
М.Ю. Бальмонт, потомок К.Д. Бальмонта по родственной линии, прочитал доклад «Бальмонт и Цветаева: от родовых истоков к бескорыстной дружбе. (К 100-летию знакомства)»
Наиболее интересным моментом, кроме рассказа о восстановлении храма в Дроздово, связанного с корнями как рода Бальмонтов, так и Цветаевых, стала демонстрация посвятительной надписи К.Бальмонта Цветаевой на сборнике «Марево», вышедшем в 1922 года.
Т.В. Петрова (тоже родственница поэта) в докладе «Ветви сплелись…» рассказала о новонайденных пометах Цветаевой на сборниках Бальмонта. Е. Б. Коркина дополнила ее рассказ выводом, что эти сборники, судя по цвету помет, Цветаева читала не меньше семи раз. В следующем году, на выставке, посвященной 125-летию поэта, предполагается представить эту находку в полном объеме.
Замечу, что и мне удалось поработать со сборниками в Российской государственной библиотеке. Надеюсь в дальнейшем поделиться своими наблюдениями.
Одним из самых трогательных моментов первого дня стало выступление прежнего директора музея Эсфири Семеновны Красовской. Ее воспоминания, напутствия и пожелания вызвали горячую благодарность всех, кто встречался с ней на прошлых конференциях.
О каждом событии конференции все-таки хочется рассказать поподробнее, и в следующей заметке я продолжу рассказ о первом дне. А пока представлю несколько фотографий с интересной выставки «Театр Марины Цветаевой», которую провела для участников старший научный сотрудник музея Наталья Багратовна Шаинян. В макетах мы увидели документы и образы, которые стали символами театральных проектов Цветаевой.