«Стихи к Блоку»: (14) «Не проломанное ребро…»

fotoВторое из посвященных Блоку стихов, написанных в период 15-25 августа 1921 года, имеет особенности, которые делают его место в цикле особо значимым.

 

 

 

14

Не проломанное ребро —

Переломленное крыло.

 

Не расстрельщиками навылет

Грудь простреленная. Не вынуть

 

Этой пули. Не чинят крыл.

Изуродованный ходил.

===

Цепок, цепок венец из терний!

Что усопшему — трепет черни,

 

Женской лести лебяжий пух…

Проходил, одинок и глух,

 

Замораживая закаты

Пустотою безглазых статуй.

 

Лишь одно еще в нем жило:

Переломленное крыло.

Между 15 и 25 августа 1921

Перед нами — полемический монолог, направленный против одних положений и защищающий другие. Прежде чем рассматривать его  так, как делали раньше — последовательно по строфам,  посмотрим, как устроена композиция текста.

Стихотворение состоит из семи строф. Первые три отделены от следующих четырех отбивкой:             ===

Что это значит? Это может означать, что первые три строфы содержат отдельную мысль, и отбивка акцентирует законченность смыслового периода.

Так ли это? Вчитаемся.

Не проломанное ребро —

Переломленное крыло.

 

Не расстрельщиками навылет

Грудь простреленная. Не вынуть

 

Этой пули. Не чинят крыл.

Изуродованный ходил.

Обилие отрицательных частиц «не» означает страстный спор:  Цветаева отрицает утверждения о причинах, которые привели Блока к смерти:

Не проломанное ребро <…> Не расстрельщиками навылет Грудь простреленная. Не вынуть Этой пули. Не чинят крыл.

Поток отрицаний — риторическая форма утверждений, придающая им особую выразительную силу. Эти утверждения можно сформулировать так: Блок не попал под явные проявления революционного зверства, не стал жертвой физического насилия. Его миновала участь расстрела, выпавшая другим  (заметим, это написано еще до 26 августа, когда был расстрелян Н. Гумилев). И финальное утверждение, сформулированное в отрицательной форме  («не вынуть Этой пули», «Не чинят крыл»): причина смерти поэта — не внешняя, а внутренняя.

Какова же эта причина? Из всего, что было сказано в предыдущих стихотворениях цикла, подразумевается вывод: произошла трагедия духа. Принятая на себя вселенская ноша личной ответственности вследствие отягощающих обстоятельств оказалась не по силам земной оболочке Блока.

Подтверждение этого вывода видится в образе, который уже встречался в предыдущих стихотворениях:

«Други его — не тревожьте его!…»: Плечи сутулые гнулись от крыл

«А над равниной…»: Рваные ризы, крыло в крови…

Образ крыла воплощает суть блоковской поэзии, раскрывает диапазон, мощь, высоту его творческого гения. Художественными средствами Цветаева утверждает и доказывает, что революция и последующие события разрушили ту часть личности Блока, которая была его основной сутью, и последствия оказались несовместимыми с жизнью.

Формула «Переломленное крыло» завершает цепь определений, которые характеризовали жизненный путь Блока в предыдущих стихотворениях: после того, как уже «Плечи сутулые гнулись от крыл», поэт испытал тяжелейшие удары: «крыло в крови» — лишившие его последних сил и воли к жизни.

Такова роль этого стихотворения как завершающего элемента в системе авторского представления судьбы Блока. Но как видим, отбивкой текст не заканчивается. Что же следует дальше?

Цепок, цепок венец из терний!

Что усопшему — трепет черни,

 

Женской лести лебяжий пух…

Проходил, одинок и глух,

 

Замораживая закаты

Пустотою безглазых статуй.

Первые строфы второй части стихотворения опять вызывают в памяти лермонтовское «Смерть поэта»:

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор,

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

… И прежний сняв венок — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело

Сходство образов, мотивов, интонаций с новой убедительностью доказывает связь цветаевского и лермонтовского текстов, а также возвращает к стихотворению «Думали — человек!..» — с тем, чтобы завершить размышление, построив знаменитый «цветаевский перелом», задать новое развитие сюжета, подводящее к итогу.

Как это происходит?

Лермонтовские мотивы (условно — «линия Пушкина») занимают ровно полторы строфы из трех, а со строки «Проходил, одинок и глух» начинается переход на цветаевские мотивы — поворот на «линию Блока». Цветаева не спорит с Лермонтовым, а переводит сказанное им о Пушкине в другой план: у Блока, как и у Пушкина, была своя трагедия. Состояла она, по мысли Цветаевой, в его абсолютном одиночестве, полном внутреннем опустошении. Блок последнего периода — это не поэт, наполнявший мир красотой, а живой мертвец, холодный, глухой, своим присутствием в мире не оживляющий, а замораживающий его, подобно мраморным статуям, лишенным зрения и самой жизни.

Так можно трактовать высказанное Цветаевой мнение об исходе блоковской судьбы. Но при всей трагедийности случившегося она видит и возможность иного исхода. Об этом свидетельствует неожиданный финальный пуант:

Лишь одно еще в нем жило:

Переломленное крыло.

Боль перелома — признак жизни. Боль — «сторожевой пес здоровья», стимул борьбы за жизнь, шанс возрождения.

На этом утверждении Цветаева останавливается. Стоит ли продолжать скорбную мысль, что в это время рядом с поэтом не оказалось родственной души, нравственной опоры, душевного целителя, который смог бы починить «переломанное крыло», вдохнуть в душу Блока-человека новые силы, которые возродили бы Блока-поэта?

И не высказанный, но логично следующий из размышлений вопрос: Кто бы мог быть этим человеком? Ответом могут служить позднейшие цветаевские слова о Блоке: «встретились бы — не умер!»

Финал текста, на наш взгляд, представляет собой еще одно свидетельство его связи с лермонтовским стихотворением. Само умолчание по адресу тех, кто не спас Блока, звучит оглушительнее потока обвинений, брошенных Лермонтовым убийцам Пушкина. Цветаева знала эффект приема недосказанности. И использовала его  с максимальной творческой силой.

Таково, в нашем представлении, содержание стихотворения, завершающего кульминацию  блоковского цикла. После него последовал перерыв на несколько месяцев и еще несколько текстов. Что их вызвало, о чем и зачем они были написаны — узнаем в следующих заметках.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий