Из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический. (М. Цветаева)
Судьба забросила меня в родные Владимирские места в Малыгинскую среднюю школу Ковровского района, где я в течение двух лет вела уроки литературы. Мои ученики с удовольствием участвовали во внеклассных мероприятиях. Естественно, что гостиная, посвященная моему любимому поэту М.И. Цветаевой, собрала не только учащихся, но и их родителей, учителей.
Прослышав о том, что недалеко от г. Шуи в Ново-Талицах проходят Цветаевские чтения, посвященные памяти профессора, ученого, создателя Музея изящных искусств, отца Марины и Анастасии Ивана Владимировича Цветаева, мы решили после церемонии последнего звонка отправиться в Талицы. Удивительно, что время чтений совпало со временем церемонии – 25 мая 1996 года. Администрация Кирпичного завода предоставила нам автобус. С порога школы мы отправились в путь.
Свершилось! Мы стоим у дома – колыбели предков любимого поэта. Разные чувства теснятся в груди, а природа раскинула свои просторы. Красота ее особенно открывается с задней стороны дома, стоящего над крутым откосом, внизу коего извивается речка. Дом построен в середине XIX века священником Владимиром Васильевичем Цветаевым. Три поколения Цветаевых жили в этом доме, здесь корни, здесь родились заветы замечательного русского рода с неувядающими духовными ценностями.
Владимир Васильевич Цветаев – дед Марины и Анастасии Цветаевых прослужил в Талицком храме 31 год. Он был образованным человеком. В Московском архиве хранятся небольшие самодельные тетрадочки, в которых рукой священника переписаны стихи Державина, Грибоедова, Пушкина и стихи без имени автора, очевидно принадлежавшие самому священнику. Сохранились и удивительные проповеди Владимира Васильевича.
После революции в доме долгие годы жили К.П. и А.В. Смирновы, сохранив его в первозданном виде, сберегли цветавские вещи (диван, мягкие стулья, трюмо и др.), книги, иконы. Их дочь, Галина Константиновна, по наказу отца посвятила 15 лет изучению истории дома, который лишь в 1988 году был выкуплен государством. Решено было открыть Музей. От решения до дела у нас долгий путь. Два года стол он печально по дождем и снегом. Выстоял! И уже в мае 1989 года открылись первые Цветаевские чтения.
В 1990 году многострадальный дом разобрали и построили заново с вкраплением старых (собственных, их оказалось 78%) бревен. Почему-то сломали прекрасные изразцовые печи и лежанки. Справа, в нескольких метрах от дома, мы увидели руины храма и колокольни, построенных в 1775 году. Пережила церковь и революцию, и Сталина, и войну. У кого поднялась рука в 1957 году превратить строение святое в руины?!
Стоим мы у разрушенной церкви, кто-то догадался положить к порогу храма наши тюльпаны, привезенные с Последнего звонка. Вот и «Новый» дом.
В большом зале неожиданная встреча с потомками цветаевского рода. На нашей книге стихов Марины Цветаевой оставили свои автографы внучатая племянница Марины — Ольга Трухачева, правнуки Анастасии Ивановны – Григорий и Андрей Потерилло-Цветаевы.
Мои ученики читали стихи Марины, пели романсы.
В подарок мы получили книгу Г.К. Кочетковой «Дом Цветаевых» с уникальными фотографиями ее отца. Книга вышла под редакцией Заслуженного деятеля науки России, профессора Павла Вячеславовича Куприяновского, вручившего мне эту книгу. И еще неожиданность: в худеньком профессоре (выдала палочка и прихрамывание) я едва узнала красавца-преподавателя, обучавшего меня на филфаке. Чего только не случается в жизни!
Прошло более 20 лет, а впечатления того незабываемого дня бередят душу. Хотелось бы снова там побывать, узнать, что стало с разрушенным храмом, продолжаются ли ныне чтения. «И будем надеяться на долгое продолжение этих чтений, к которым люди съезжаются из разных мест нашей многострадальной Родины», — писала в своем приветствии чтениям в 1993 году 99-летняя Анастасия Ивановна Цветаева.