В предыдущей заметке мы разобрали работу Т.С. Кругловой о жанре цикла, в которой говорится, что
по формальным и содержательным признакам стихотворения прежде всего вписываются в жанровые координаты послания.
Определив несомненное присутствие признаков этого жанра, автор отметил и своебразную форму, в которой реализуются послания. Сегодня мы поговорим о первой части цикла. По мнению Кругловой,
Цветаева
вовсе не задается целью завязать диалог с адресатом, втянуть его в собственные рассуждения, сделать его соучастником своих переживаний. Она избирает принципиально иную позицию: восхищенного наблюдателя … Автор-адресант не пытается заговорить с адресатом, привлечь внимание, а лишь восхищенно наблюдает за ним со стороны. …Цветаева воспевает, прославляет его, ставит над всеми, наделяет божественными чертами, поэтому послание модифицируется в оду.
Чтобы проверить гипотезу одического «поджанра», выясним, каковы стилистические признаки оды и поищем их в текстах цикла.
Словарь литературоведческих терминов объясняет оду как
жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие (Термины)
По теории Б.В. Томашевского,
Ода – как риторическая лирика – отличалась усиленным применением стилистических приемов (тропов и «фигур») и диалектическим развитием мотивов. …В современной поэзии к типу оды приближаются некоторые стихотворения Маяковского, посвященные революции, «Скифы» Блока, значительное количество стихотворений на гражданские темы разных поэтов (Томашевский)
На основе этих определений можно выявить такие существенные признаки оды:
- Нацеленность на восхваление, воспевание объекта произведения
- Высокий, торжественный характер речи
- Усиленный риторический эффект художественных приемов
- Сюжетное развитие темы.
Есть ли перечисленные признаки в текстах цикла? Для примера возьмем самое короткое стихотворение:
4
Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.
2 мая 1916
В заметке, посвященной разбору этого стихотворения, мы отметили своеобразное построение текста:
Главная мысль не объявлена. Вместо этого представлены параллели примеров. …примеры демонстрируют неуклонность выполнения правила: объект должен следовать основной, главной предназначенной ему функции. … логика рассуждения подходит к неопровержимому заключению: ей, Цветаевой, предназначено судьбой служение имени Блока…
Таким образом реализуется первый признак оды: воспевание объекта. Строгий, мерный, выдержанный в одной синтаксической схеме характер предъявляемых параллелей создает общий торжественный тон монолога — и это также несомненный признак оды. Эта схема наделена риторической заостренностью: эллипсизм во всех семи строках и резкий финал из двух слов в восьмой строке. После медленного, напряженного перечисления примеров, с каждым шагом приближающего героиню к высказыванию самого заветного желания, эти слова звучат словно мучительный и счастливый выдох — и, возможно, не в спину, как мы предположили в нашей заметке, — а в лицо обожаемому существу. Постепенно возрастающая мощь риторической волны — несомненный признак одического стихотворения. И, наконец, сама постепенность, последовательное развертывание мысли о предназначениях судьбы подтверждает, что и этот краткий текст наделен таким необходимым признаком оды, как сюжетное развитие темы.
Однако в той же работе Т.С. Кругловой содержится указание и на другую стилевую модификацию жанра послания. О ней — наша следующая заметка.
ЛИТЕРАТУРА
- Термины — Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
- Томашевский — Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999