Особенность художественного текста — его многозначность, смысловая объемность. С одной стороны, это создает возможность его бесконечно разнообразного восприятия: каждый читатель может найти, оценить, полюбить в нем что-то свое, близкое. Но чем многозначнее художественное произведение, тем больше вопросов возникает у того, кто ставит задачу понять, «как оно устроено». И тем важнее эта задача, что она дополняет общее восприятие: грамотно анализируемый текст, сохраняя чистоту и целостность эмоционального впечатления, углубляет представление о нем, делает восприятие осознанным и осмысленным. Уроки литературы призваны создавать основу такого отношения к художественному произведению.
В «грамотном чтении» особенно нуждается сфера, именуемая
поэзией. Стихотворный текст по отношению к прозаическому — то же фигурное катание на льду по отношению к ходьбе по земле: при всех общих базовых литературных законах стихи имеют гораздо более сложную систему организации, требуют для полноценного восприятия гораздо большего мыслительного и эмоционального напряжения. Может быть, поэтому любителей стихов меньше, чем любителей прозы…
Тем интереснее разбираться в стихотворном тексте: сложность его устройства можно уподобить китайской шкатулке с секретом. Открыв этот секрет, внимательный читатель получает дополнительное наслаждение, вдобавок к целостному, общему читательскому удовольствию, и поэтому «ломать голову» определенно стоит.
И первым открытием, которое дает подобное наслаждение, является тот удивительный факт, что каким бы своеобразным ни было поэтическое произведение — его еще принято именовать «лирическим» — оно подчиняется общим, объективным правилам, по которым создаются все без исключения стихотворные тексты. Это-то и есть тот самый ключ, которым открывается китайская шкатулка лирического произведения.
Наталья Беляева в книге «Уроки постижения лирики» разъясняет:
Лирическое переживание по своему происхождению — всегда начало личное и субъективное. Но оно в соответствии с законами художественного пересоздания в поэтическом произведении объективировано. Однако в лирике действительность, преломленная в мыслях и чувствах автора, объективируется опять-таки в форме личного. …Чтобы познать авторское восприятие мира, объективированное в лирическом герое, читатель должен произвести определенное «разъятие» художественной ткани лирического текста, или его анализ.
Школьный анализ не всегда оказывается способен найти этот ключ. Автор отмечает главный недостаток школьного метода:
В худшем случае, на уроке литературы пересказывают лирическое стихотворение, в лучшем — анализируют композицию и изобразительно-выразительные средства языка лирического текста, нередко не вдумываясь в их функциональное назначение. Но школьник только тогда достигнет глубин восприятия лирики, когда уяснит ее родовую специфику.
Что за специфика, что значит «родовая», как она помогает открыть глубину поэтического текста? Н. Беляева предлагает подход, представленный замечательным культурологом и литературоведом Юрием Михайловичем Лотманом:
Ю. М. Лотман подошел к литературе как явлению уникальному и тем самым взял на себя смелость изучать художественный текст как таковой, как знаковую структуру. Поэтому и в школьной практике возникла необходимость в изучении лирического текста в соответствии с достижениями современного стиховедения.
Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции «могут возводиться в ранг значимых» и что «любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения».
В этом-то открытии и находится ключ к пониманию поэтического текста. Н. Беляева приводит убедительное доказательство правильности лотмановского подхода к анализу лирического произведения:
…ритм в стихе … является смыслоразличающим элементом, и, входя в ритмическую структуру, значимыми становятся и те языковые элементы, которые в обычном употреблении его не имеют. В стихе ритм способен не только придать словам новые оттенки значений, но и показать внутреннюю противоречивость явлений жизни и языка. До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему «Евгений Онегин» написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова — анапестом. … порочна распространенная школьная методика поиска в тексте эпитетов, метафор, аллитераций без объяснения их взаимосвязей и функций.
Итак, главной путеводной нитью анализа должно быть отчетливое осознание единства формы и содержания текста на любом уровне и в любом виде его организации. И тогда станет ясно, как работает каждое слово и почему мы получаем именно такое, а не иное, и какое именно эстетическое наслаждение, читая стихи.
Теперь попробуем определить порядок изучения стихотворных текстов. Источник под названием «Анализ лирического стихотворения на уроках литературы» предлагает такую последовательность действий:
-
рассмотреть название стихотворения (если есть),
-
композицию;
-
понять, каков художественный мир анализируемого произведения.
-
Выяснить, есть ли в нём сюжет;
-
что на первом плане: события или переживания лирического героя.
-
Отметить, как представлены время и
-
пространство в тексте,
-
увидеть особенности словоупотребления,
-
синтаксиса,
-
звучания.
-
Важно понять метрику,
-
ритм,
-
строфу,
-
рифмы,
-
ассонансы,
-
аллитерации.
Для более глубокого понимания текста …нужно попытаться вписать его
-
в контекст творческого пути поэта,
-
литературного направления,
-
в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта.
Добавим к пункту «творческого пути» необходимость анализа реального фона, историко-биографической основы создания художественного текста. И даже поставим этот пункт самым первым: ведь любое художественное произведение создается на основе реальных фактов и событий, которые творческое сознание преломляет в новый факт и событие, теперь уже принадлежащие к иному миру — миру литературы.
С этими установками мы и попробуем заново вчитаться в тексты произведений Цветаевой — находящиеся как в рамках школьной программы, так и за их пределами. Отличием нового подхода будет иной ракурс анализа. Если до этого мы сосредоточивались на конкретных произведениях, производили первое знакомство с ними, то теперь кажется необходимым изучение тех литературных законов, которые содержатся в перечисленных выше принципах и которые мы будем находить и демонстрировать на примерах цветаевских текстов. Такой подход, как представляется, не только даст возможность лучше понять роль каждого принципа и приема, не только выведет на более высокий уровень понимание конкретного произведения, но и расширит представление о художественном мире Цветаевой, позволит лучше понять суть ее открытий на различных уровнях, в различных элементах поэтики.
ЛИТЕРАТУРА
- Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — http://www.sochuroki.com/analiz-liricheskogo-stixotvoreniya-na-urokax-literatury/
- Беляева Н. «Уроки постижения лирики». — http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia1.html