В предыдущих заметках мы представили разные подходы к анализу художественного текста, рассматривая их в ракурсах, наиболее подходящих для нашей цели:
создать систему универсального типа, которую можно было бы применять как к изучению конкретного цветаевского текста, так и в различных тематических ракурсах.
Еще раз повторим сказанное ранее: наша цель — выяснять, как проявляется в цветаевских текстах действие общих литературных законов. Это позволит лучше понять роль каждого принципа и приема, выведет на более высокий уровень понимание конкретного произведения, расширит представление о художественном мире Цветаевой, позволит лучше понять суть ее открытий на различных уровнях, в различных элементах поэтики.
В нашей работе мы опираемся на выводы и установки, которые ввели в литературоведческую науку Б. Томашевский, Ю. Лотман, М. Гаспаров, Л. Зубова, О. Ревзина и другие авторитетные исследователи. В анализе мы выбираем путь движения от самых общих понятий о художественном тексте до «атомарного» уровня его организации, а затем перейдем к разным планам и ракурсам исследования.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- Речь художественная и речь практическая.
- Тематика. Выбор темы.
- Система персонажей.
- Фабула и сюжет. Фабульные и бесфабульные произведения. Сюжетное построение.
- Бессюжетная литература. Лирика.
- Композиционные средства связности.
- Контекст как средство связности.
- Виды экспозиции, зачин, концовка, развязка (регрессивная).
- Виды рассказчика (отвлеченный, конкретный, «персонаж-рассказчик»).
- Время и место повествования.
- Завязка, развязка, интрига, коллизия, перипетия, шпаннунг.
- Виды мотивировки. Композиционная, ложная, художественная, традиционная и реалистическая. Остранение как случай художественной мотивировки. Функции остранения.
- Мотивы: связанные, свободные, вводные, динамические и статические. Система тайн, повторные мотивы.
- Способы характеристики персонажа. Эмоциональное отношение к герою.
- Приемы, канонические и свободные (трафаретные и запрещенные). Ощутимые, неощутимые, архаические и новые. Маскировка, обнажение и обновление приема.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РИТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- Поэтическая лексика. Отбор слов различной языковой среды
- Варваризмы
- Диалектизмы
- Архаизмы
- Неологизмы
- Прозаизмы
- Изменение значения слова (поэтическая семантика, тропы)
- Метафора
- Эпитеты
- Аллегория
- Метонимия
- Перифраз
- Поэтический синтаксис
- Необычные согласования
- Необычный порядок слов
- Изменение значения синтаксической конструкции
- Эвфония
- Количественная эвфония (эвритмия)
- Качественная эвфония
- Графическая форма
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
- Деление на жанры. Жанры драматические, лирические, повествовательные.
- Принципы смены жанров (роль низких жанров в эволюции). Возможность совмещения жанров.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
- Особенность стихотворной речи.
- Трехчастное построение стихотворения.
- Принцип нанизывания мотивов.
- Приемы ввведения, развертывания темы, приемы концовки.
- Виды поэм: классическая, пародийная, описательная и дидактическая, романтическая.
- Ода, элегия, эпиграмма, баллада, басня.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
- Метрическая система. Метрика и смысл
- Виды рифм. Правило альтернанса.
- Роль цезуры.
- Анакруза и ее виды.
- Типы строф.
- Русские классические размеры: двусложные, трехсложные, четырех- и пятисложные, акцентные.
АНАЛИЗ КОНКРЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Название
- Тема
- Фабула и сюжет
- Время и пространство
- Композиция
- Риторическая организация:
- Лексика
- Синтаксис
- Фонетика, ассонансы, аллитерации
- Графика
- Метрическая организация
- Ритм
- Строфика
- Рифмы
- Итоговое обобщение.
- Значение произведения в контексте
- авторского творчества
- литературного направления
- культурологического фона эпохи. Приметы времени, особенности стиля поэта.
АНАЛИЗЫ РАЗНОГО ТИПА
- Анализ трехчастной композиции
- Анализ поэтики имени собственного и анаграмм
- Анализ грамматических стилей (именной, глагольный, инфинитивный)
- Анализ рецепции поэтической традиции в тексте
- Анализ авторской реинтерпретации собственного текста (в контексте цикла, сборника; при интерполяции в крупное произведение; при перепосвящении).
- Анализ по конкретному направлению (произведение или выбранный ракурс темы)
а) описание языковых особенностей;
б) общая характеристика и типология;
в) произведение в историко-литературном контексте эпохи;
- Сукцессивный анализ
- Сопоставительное исследование произведений М.И. Цветаевой и других авторов
Так на сегодняшний день выглядит система анализа, которой мы постараемся придерживаться, разумеется, корректируя изначальное представление по результатам его практического применения.