К юбилею литературного дебюта Марины Цветаевой

0328762В один из московских осенних дней тысяча девятьсот десятого года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов, вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова… В этот знаменательный день – точная дата его, к сожалению, не установлена – Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы…

Это строки из предисловия Анны Саакянц к книге, с которой началось моё знакомство с Мариной Цветаевой [Цветаева, с. 5]. Речь, конечно, идет о публикации первого сборника стихотворений юной Марины Цветаевой – «Вечерний альбом». Точная дата этого знаменательного события мне не известна до сих пор, однако диапазон помогли существенно сузить следующие факты. Во-первых, в сборник «Вечерний альбом» вошло стихотворение «Правда», датированное 27 августа 1910 года. Во-вторых, существует экземпляр сборника с дарственной надписью, датированной 10 октября 1910 года [Коркина, с.32]. Таким образом, в промежутке между 27 августа и 10 октября сборник и был отпечатан.

По утверждению И.Д. Шевеленко, издавать книгу стихов за свой счет, без марки издательства и без предварительных публикаций в периодической печати (журналах, газетах, альманахах), как это сделала Цветаева, всегда было уделом дилетантов [Шевеленко, с. 16-17]. Тем не менее, сборник 18-летней Цветаевой не затерялся среди сотен других (в 1910 году было опубликовано 266 стихотворных книг [Орлицкий, с. 77]), а был замечен и одобрительное встречен ведущими поэтами и критиками того времени. Рецензии Максимилиана Волошина, Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Мариэтты Шагинян, в целом, можно назвать хвалебными, хотя юной максималистке Цветаевой так не показалось. Ведь их основная оценка оказалась в корне неверной.

Обширная исследовательская литература, посвященная «Вечернему альбому», убедительно показывает, что «наивность» и «детскость», отмеченные критиками, были скорее художественным приемом, чем реальными характеристиками творчества дебютантки. Всё: и сюжеты стихотворений, и их последовательность, и структура, и даже название сборника – подчинено единому замыслу. Книга стихов – есть не просто набор элементов, но целостное явление. Цветаева знала это, еще когда готовила к печати свою первую книгу, и сохранила подобное отношение и ко всем своим последующим сборникам.

О «Вечернем альбоме» читайте на нашем сайте:

Эпиграфы из Э. Ростана в структуре «Вечернего Альбома» М. Цветаевой

Образ Трехпрудного дома в стихах «Вечернего альбома». Взгляд изнутри

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Цветаева — Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. — М.: Рипол Классик, 1998.

2. Коркина — Коркина Е.Б. Летопись жизни и творчества М.И. Цветаевой. Часть 1. 1892 — 1922. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2012

3. Шевеленко — Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.

4. Орлицкий — Орлицкий Ю.Б. «Вечерний альбом» в контексте заглавий русских поэтических книг 1910 года// 1910 — год вступления Марины Цветаевой в литературу. Сборник докладов XVI международной научно-практической конференции. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2012.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий