Что же служило источником творческого вдохновения Цветаевой в первые парижские годы, чем отозвались они в ее поэтической биографии? Заглянем в перечень произведений этого периода.
1926
Поэмы:
С моря
Попытка комнаты
Поэма Лестницы
Несбывшаяся поэма
Стихотворения:
Брат по песенной беде…
Тише, хвала!..
Кто — мы? Потонул в медведях…
Юноше в уста
Как видим, 1926 год не назвать чрезвычайно плодотворным. Были созданы три поэмы, одна осталась незавершенной, и написаны четыре стихотворения. Их тематика определяется новыми обстоятельствами жизни Цветаевой, каждое из которых имело свои сложности. Поэма «С моря» отражает новый этап отношений с Б. Пастернаком. Поэмы «Попытка комнаты» и «Поэма Лестницы» — отклик на социально-политические проблемы современного общества. «Несбывшаяся поэма» (или «Поэма одного часа») — попытка осмысления событий гражданской войны. Стихотворение «Брат по песенной беде…» — все, что осталось от замысла поэмы о С.Есенине. Тема текста «Тише, хвала!..» — мучительные бытовые обстоятельства, подавляющие и заглушающие поэтический голос. Наиболее значительным из стихотворений является «Кто — мы? Потонул в медведях…», стоящее в одном ряду с «Несбывшейся поэмой» и посвященное теме гражданской войны и противостояния двух истин. Тема стихотворения «Юноше в уста» — отношения женщины и мужчины, на которые проецируется связь «мать-сын», в которой «мать» отождествляется с самой Родиной.
1927
Новогоднее
Очерки:
«Твоя смерть»
«Октябрь в вагоне»
Поэмы:
Поэма Воздуха
Федра
В 1927 г. Цветаева писала поэмы, но не оставила ни одного стихотворения» (Войтехович)
Действительно, 1927 год поразительно и показательно пуст в творческом плане. Одной из причин, вероятно, стала личная катастрофа: смерть Р.-М. Рильке, последние месяцы жизни которого были отмечены бурным эпистолярным романом двух поэтов. «Новогоднее», непосредственный отклик на трагическое событие, не имеет четкой жанровой принадлежности: исследователи именуют его и стихотворением, и поэмой-реквиемом. Написав «Новогоднее», Цветаева не успокоилась, и последовал очерк «Твоя смерть», которое в исследовательской литературе называют «приложением к «Новогоднему»: смерть Рильке здесь получает осмысление в контексте двух других трагических совпадений, и таким образом выявляется связь жизни и смерти самого высокого уровня.
Вероятно, смерть заочного друга стала таким событием, после которого долго невозможно было найти новый источник вдохновения. Но жизнь шла дальше, и через несколько месяцев перелет Ч. Линдберга через половину Земного шара послужил импульсом для создания «Поэмы воздуха», в которой тема связи жизни и смерти воплощена в новом ракурсе.
Судя по хронике, творческое молчание могло быть следствием и усиленной работы над новой книгой: к концу 1927 года был подготовлен к печати сборник «После России», ставший первым значимым жизненным итогом и последним прижизненным изданием Цветаевой. Она вновь обращается к своим дневникам 1917 года, и тема революционных событий воплощается в очерке «Октябрь в вагоне». Продолжается начатое в 1926 году обращение к мифологическим темам, и к концу 1927 года закончена поэма «Федра», рассказ о драматической любви женщины к пасынку — вероятно, одним из ответвлений этого сюжета в прошлом году было и стихотворение «Юноше в уста».
1928
Стихотворения:
Разговор с гением
Чем — не боги же — поэты!..
Всю́ меня — с зеленью…
Лес: сплошная маслобойня…
Наяда
Плач матери по новобранцу
Поэма «Красный бычок»
В «Разговоре с Гением» (1928) она убеждает саму себя, что долг поэта — писать во что бы то ни стало, хотя бы о том, что писать не о чем. (Войтехович)
Эти слова свидетельствуют о новом повороте творческого пути Цветаевой. Жажда самовоплощения требовала реальной деятельности, и хотя 1928 год дал лишь шесть стихотворных текстов, они заняли свое место в духовном наследии поэта. «Разговор с гением» принадлежит к одним из самых значимых текстов и требует отдельного разговора: судя по текстам исследователей, они трактуют основную мысль произведения как страдание от творческого бездействия, но финал убеждает в победе творческого духа над обстоятельствами.
Стихотворения «Разговор с гением», «Лес: сплошная маслобойня…» и «Наяда», как и вообще творческий всплеск 1928 года, исследователи связывают с новым увлечением Цветаевой — отношениями с Николаем Гронским. Действительно, почти весь этот год шел под знаком развития этих отношений, которые, как всегда у Цветаевой, сложились в весьма драматический сюжет, в результате которых любовь перевоплотилась в дружбу, продолжавшуюся до трагической кончины Гронского.
И в этом же году нашла новое воплощение тема гражданской войны — в стихотворении «Плач матери по новобранцу» и поэме «Красный бычок».
1929
Очерк «Наталья Гончарова»
Поэма «Перекоп»
1929 год оказывается одним из самых «тихих» лет в творческом багаже Цветаевой. Судя по хронике, основными событиями были выступления на поэтических вечерах с чтением своих произведений.
Был закончен начатый в прошлом году очерк о знакомстве и дружбе с художницей Натальей Гончаровой и написана поэма «Перекоп», завершившая тему событий гражданской войны. В этом же году Цветаева начала работу над «Поэмой о Царской Семье».
ЛИТЕРАТУРА:
Войтехович Р. Тематический маршрут лирики Марины Цветаевой // Cuadernos de rusística española. Universidad de Granada, 2013. № 9. Pp. 79–90.