Пометы Цветаевой на сборнике Бальмонта (3)

Balmont

В предыдущей заметке мы определили, какие именно стихи Бальмонта в первом томе его трехтомника привлекли внимание Цветаевой. Сегодня представим картину выборки по второму и третьему томам.

 

 

Полужирным шрифтом — заголовки, отмеченные только в тексте

Полужирным и курсивом — заголовки, отмеченные в тексте и в содержании

Курсивом — заголовки, отмеченные только в содержании

Том II. ГОРЯЩИЕ ЗДАНИЯ

Лирика современной души

Книга 11

  1. Из записной книжки
  2. Из записной книжки
  3. Из записной книжки

КРИК ЧАСОВОГО

Пройдя луга, леса, болота, горы

ОТСВЕТЫ ЗАРЕВА

Кинжальные слова

Полночь и свет

Слово завета

Морской разбойник

Как Испанец

Красный цвет

Я сбросил ее

Скифы

В глухие дни

Опричники

Смерть Димитрия Красного

Скорпион

Я люблю далекий след — от весла

АНГЕЛЫ ОПАЛЬНЫЕ

Ангелы опальные

Слова любви

Хлопья тумана:

  1. «Можно вздрогнуть от звука шагов…»
  2. Опять

Среди камней

Белладонна

Я буду ждать

Нежнее всего

Волна

Осень

Отцвели  

Замок Джэн Вальмор  

Чары Месяца 6. «И еще, еще идут…»

Можно жить с закрытыми глазами

СОВЕСТЬ

Сумрачные области

Под ярмом

Лесной пожар

Рассвет

Дым

и плыли они

Скрижали

На мотив из Зенд-Авесты

Конец мира

В аду

СТРАНА НЕВОЛИ

Страна Неволи

В душах есть все

«Стучи, тебе откроют. Проси, тебе дадут…»

В тюрьме

Избранный

Раненый

Проклятие глупости

Уроды

Бабочка

Заколдованная дева

Сквозь мир случайностей, к живому роднику

ВОЗЛЕ ДЫМА И ОГНЯ

Кузнец

Выше, выше

Моя душа

Дух волны

Венчание  

Во власти всех вешей

Бретань

Утопленники

Проповедникам

Хвала сонету

Я не из тех

Ожесточенному

В башне

К дальнему

От умершего к живому 

Остров Вилиэ-Льявола

После бала 

Разлука

Молитва о жертве

МИМОЛЕТНОЕ

Лесные травы

Бледная травка

Аромат Солнца

Глушь

Затон

Последний луч

Закатные цветы

Равнина

Молебен

В окрестностях Одессы

Воспоминание о вечере в Амстердаме

Исландия

АНТИФОНЫ

Нам нравятся поэты

К Гермесу Трисмегисту

К Бодлэру

К Лермонтову

Гипербореи

Страна исседонов

Избраннику

Мой друг, есть радость и любовь

Из Зенд-Авесты

Оттуда

Луна

Тучи

«Я в глазах у себя затаил

ПРОГАЛИНЫ

Путь правды

Папоротник

Пробужденье

И да, и нет 10. «Звуки и отзвуки, чувства и призраки их…»

Чет и нечет

ИНДИЙСКИЕ ТРАВЫ

Майя

Круговорот

Индийский мотив

Жизнь

Как паук

Из Упанишад

Индийский мудрец

Молитва вечерняя

БЕЗВЕТРИЕ

Альбатрос

Светлый герой

Потухшие факелы

Южный полюс Луны

Бледный воздух

Немолчные хвалы

Драгоценные камни

Предвещание

Вершины

Мост

Белая страна

СМЕРТИЮ СМЕРТЬ

«Я видел сон, не все в нем было сном

 

Том III. БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ

Книга Символов

Книга III

ЧЕТВЕРОГЛАСИЕ СТИХИЙ

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

«Будем как Солнце! Забудем о том…»

Воздушный храм

Голос Заката 2. «Я отошедший день, каких немного было…»

Рассвет

Гимн Огню

Новолуние

Лунное безмолвие

Влияние Луны

Восхваление Луны

Влага

Воззнанье к Океану

Белый пожар

Двойная жизнь

Льдины

Сон

С морского дна  

Дождь

Прерывистый шелест

Безветрие

Снежинки

К Ветру

Ветер гор и морей

Ветер

Завет бытия

Вскрытие льда

Север

Испанский цветок

Толедо

Paseo de las Delicias в Севилье

К царице фей

К юному схимнику

Не лучше ли страдание

Сумерки  

Успокоение

Сказать мгновенью: Стой!

Вербы

Цветок

ЗМЕИНЫЙ ГЛАЗ

Праздник свободы

Я — изысканность русской медлительной речи

Если в душу я взгляну

Мои песнопенья

Слова-хамелеоны

Все равно мне, человек плох или хорош

Что достойно, что бесчестно

Жить среди беззакония

Воля

Мне снятся караваны

Я полюбил свое беспутство

Глаза

Сквозь строй

В застенке

В домах

Мститель

Соперники

Ломаные линии

Нашим врагам

Гармония слов

Другу

Если грустно тебе

«Ты мне говоришь, что как женщина я…» 

Мы брошены в сказочный мир

Аккорды

Sin miedo

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

Трилистник

Нет дня, чтоб я не думал о тебе

Я заснул на распутьи глухом

Мы прячем, душим тонкой сетью лжи

Тончайшие краски

На разных языках

Поздно

Млечный Путь

Обыкновенная история

Соединенные

Придорожные травы

Влюбленные

Я знаю людей с голубыми глазами

Вечерняя тишь  

Волны

Нарцисс и эхо

Мудрость сердца

Утренний цветок

Я не знаю, как же быть?

Шиповник

Сразу

Белый цветок

Ты здесь

Черемуха

Прозрачность

Ты вся мне кажешься

Шестнадцати лет

Замарашка 

Колдунья

Морская душа  

Семицветник

Влага только на мгновенье

Три цвета

Серенада

Крестоносец

ЗА ЧАРОВАННЫЙ ГРОТО

О, Сафо, знаешь только ты

Жизнь проходит, — вечен сон

Отпадения

Мое прикосновенье

Мой милый! -ты сказала мне

Утренник

Я тебя закутаю

Арум

Хоть раз

Анита

Слияние

Русалка

Я ласкал eе долго, ласкал до утра

Колдунья влюбленная

Играющей в игры любовные

Нереида

Я больше ее не люблю

Да, я люблю одну тебя

Хочу

Я войду в зачарованный грот

Пенье ручья

Мы с тобой сплетемся в забытьи

Веселый дождь

У ног твоих я понял в первый раз

За то, что нет благословения 

Она отдалась без упрека

DANSES MACABRES

Поэты

Заклятие

Костры

Тайна горбуна

Голос Дьявола

Враг

Избирательное сродство

Неразлучимые

Два трупа

Над болотом

Ведьма

Incubus

Пожар

Хорошо ль тебе, девица

В тот миг

Ad infinitum

К Смерти

СОЗНАНИЕ

Я с каждым могу говорить на его языке

Я не знаю, что такое — презрение

Я не могу понять, как можно ненавидеть

Заглянуть

Душа

Жемчужные тона картин венецианских

Часы

Маятник

Память

Убийца Глеба и Бориса

Терцины

От полюса до полюса

Слепец

Прекрасно быть безумным, ужасно сумасшедшим

Одинокому

Предопределение

Демоны

Еще необходимо любить и убивать

Искатели

Пред итальянскими примитивами

Фра Анджелико

Рибейра

Веласкес

Скорбь Агурамаады

Великое Ничто

Намек

Три легенды

Верьте мне, обманутые люди

ХУДОЖНИК-ДЬЯВОЛ

Безумный часовщик

Художник

Дымы

Сны

Кукольный театр

Наваждение

Химеры

Шабаш

Пробуждение Вампира

Города молчанья

Осужденные

Черный и белый

Вечерний час

Камень скал

Освобождение

***

Как же выглядит сводная картина выборки в количественном выражении?

Структура бальмонтовских текстов сложна, и обозначенные заголовки в содержании включают в себя не все стихи изданий. Для общего представления мы определим долю цветаевских помет в общей массе бальмонтовских текстов. Позднее эта статистика будет уточнена.

Итак, в общем виде характер выборки выглядит так:

Всеготекстов Отмечено Процент выборки
Том 1 244 54 22%
Том II 138 16 12%
Том III 194 30 15%

Приведенные данные доказывают, что наибольшее внимание Цветаевой привлек первый том, включающий в себя сборники «Под северным небом», «В безбрежности» и «Тишина». Ее заинтересовали 22 процента текстов.

Вторым по значимости оказался третий том, включающий сборник «Горящие здания». Внимание Цветаевой привлекли 15 процентов стихов.

Третье место в цветаевском рейтинге интереса занял второй том, включающий сборник «Будем как солнце». В нем цветаевской рукой отмечены 12 процентов бальмонтовских текстов.

Таковы первые итоги нашего исследования. В соответствии с ними теперь можно заняться анализом качественной стороны выявленной картины. В следующих заметках мы углубимся в структуру первого тома и попытаемся выяснить, что и почему стало для Цветаевой важным в бальмонтовских текстах.

Продолжение следует.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий