Рассмотрев каждое стихотворение цикла, попытаемся обобщить наши наблюдения.
Выясним общую сюжетную линию цикла. Она базируется на реальных событиях, ставших вехами в развитии сюжета, что было установлено в одной из наших заметок.
Соответственно этим вехам стихотворения цикла и их локальные сюжеты распределяются так:
1916 год: Завязка. «Невстреча» с Блоком в Петрограде и первый отклик на нее.
15 апреля. 1. «Имя твое — птица в руке…» Восприятие личного образа Блока, через ассоциации с именем поэта.
1 мая. 2. «Нежный призрак…» Влияние Блока на духовный мир Цветаевой.
2 мая. 3. «Ты проходишь на Запад Солнца…» Сакрализация образа.
2 мая. 4. «Зверю — берлога…» Определение собственной позиции как священнослужение Блоку
7 мая. 5. «У меня в Москве — купола горят!..» Установление личной связи представителей двух столиц.
9 мая. 6. «Думали — человек!..» Посмертная судьба Блока.
13 мая. 7. «Должно быть — за той рощей…» Самоощущение после смерти поэта.
18 мая. 8. «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» Утверждение жизнеутверждающей роли поэтического бессмертия.
1920 год: Кульминация. Односторонняя «встреча» с Блоком на вечере поэта в Политехническом музее.
9 мая. 9. «Как слабый луч сквозь черный морок адов…» Подтверждение сакральной ипостаси поэта.
1921 год:
7-25 августа. Развязка. Смерть Блока и первая реакция на случившееся.
15 августа. 10. «Вот он — гляди — уставший от чужбин…» Смерть поэта — итог духовного и физического распада.
15 августа. 11. «Останешься нам иноком…» Ипостаси Блока как выразителя души России.
15 августа. 12. «Други его — не тревожьте его!..» Посмертное торжество поэта.
15-25 августа. 13. «А над равниной…» Масштаб поэтического гения Блока.
15-25 августа. 14. «Не проломанное ребро…» Причины смерти Блока.
Ноябрь-декабрь. Финал. Подведение итогов.
22 ноября. 15. «Без зова, без слова…» Параллель с судьбой Христа.
25 ноября. 16. «Как сонный, как пьяный…» Параллель с Орфеем.
2 декабря. 17. «Так, Господи! И мой обол…» Всемирное значение поэта Блока.
Общие наблюдения по статистике:
1916 год: Завязка. «Невстреча» с Блоком в Петрограде и первый отклик на нее. — 8 стихотворений с небольшими хронологическими интервалами. Два текста, посвященные сакрализации образа, написаны в один день.
1920 год: Кульминация. Односторонняя «встреча» с Блоком на вечере поэта в Политехническом музее. 1 стихотворение.
1921 год:
7-25 августа. Развязка. Смерть Блока и первая реакция на случившееся. 5 стихотворений. Из них три написаны в один день. Их тема — почему произошла смерть, кем является Блок для страны и перспектива значимости его имени. Два текста относятся к одному периоду — они развивают темы причины смерти поэта и значимость его имени.
Ноябрь-декабрь. Финал. Подведение итогов. 3 текста, разделенные небольшими хронологическими промежутками. Два из них возводят образ к библейским и мифологическим аналогам, а третий постулирует непреходящее значение Блока в мировой культуре.
Примечательно, что живое наблюдение поэта дало минимальный творческий импульс — вызвало лишь одно стихотворение, в то время как первая «невстреча» и осмысление трагедии имели следствием по восемь текстов.
Это сопоставление в очередной раз подтверждает, что поэтическое воображение Цветаевой находило максимальную питательную среду в заочной форме общения, когда реальные приметы человека не мешали полноценному развитию внутреннего монолога, не ограничивали горизонты осмысления темы и ассоциативные ряды.
Интересна эта статистика и в плане композиции. Можно сделать вывод: Цикл построен по формуле «8-1-8», где первые восемь текстов подводят развитие темы к кульминации, которой служит единственный текст о живом поэте, а вторая восьмерка завершает развитие сюжета. При этом существует внутреннее деление: 5 текстов отражают непосредственную реакцию героини на смерть героя, а 3 последних образуют финальную триаду, утверждающую место Блока на Олимпе поэзии.