Май был полон разнообразных юбилейных примет.
Главным событием можно считать начало новой жизни Дома-музея Марины Цветаевой. После почти полугодового ремонта 18 мая музей открыл свои двери для посетителей.
Это событие важно и интересно по многим причинам, начиная с самой даты открытия. Как сообщается на сайте музея,
Выбор даты не случаен: он призван подчеркнуть нашу солидарность со всеми музеями мира – и нашу преемственность по отношению к старшим «собратьям»: Марина Цветаева – дочь Ивана Владимировича Цветаева, основателя знаменитого ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Эта связь музейных дат представлена в нашем обзоре чуть ниже. А вот что говорится о результатах реставрационных работ:
Пять месяцев ремонта после четверти века непрерывной открытости всему миру позволили Дому-музею Марины Цветаевой обрести второе дыхание: мы переосмыслили, обновили и даже уточнили вверенное нам мемориальное пространство.
Этот факт можно считать новым открытием цветаеведения — в музейном плане.
По словам директора музея Елены Ивановны Жук,
Все комнаты мемориальной квартиры сохранили свой интерьер, более того, после научно-исследовательской работы он был уточнён, что на открытии отметила Ольга Андреевна Трухачева. Впервые мы открыли для посетителей «гостевую» комнату и чёрную лестницу, ранее доступа к ним для посетителей не было. Более 70 мемориальных предметов теперь доступны для ознакомления непосредственно в мемориальной квартире.
Будет очень интересно познакомиться с новым лицом цветаевского дома, изучать, как новые черты сочетаются с прежними, привычными, рассматривать и вживаться во все уголки и предметы борисоглебской «шкатулки с секретами».
В нашем блоге мы надеемся представить реставрированный облик музея, каким он увиделся посетителям.
А через два дня, 20 мая на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии состоялся флешмоб, посвященный цветаевскому юбилею:
Победители конкурса художественного чтения «Слово Цветаевой» прочли для пассажиров знаменитые стихотворения, написанные в разные периоды творчества Марины Цветаевой.
Выбор места тоже не случаен:
недалеко отсюда, в доме №6 по Борисоглебскому переулку Марина Цветаева жила с 1914 по 1922 годы.
Спускаясь на станцию, участники флешмоба прочли стихотворение «Тебе — через сто лет», а на платформе прозвучали «Моим стихам, написанным так рано…» и «Рас-стояние: вёрсты, мили…».
Как сообщает сайт Дома-музея,
Такая необычная «подача» творчества поэта, безусловно, понравилась случайным зрителям: была встречена улыбками и аплодисментами пассажиров метро.
После окончания флешмоба в московском метро чтение стихотворений продолжилось в Борисоглебском переулке.
Флешмоб стал частью программы «Ночь в музее», в которую входили и другие просветительские акции: пешеходная экскурсия «Ода пешему ходу» (по местам, связанным с именем Марины Цветаевой в Поварской слободе), лекция старшего научного сотрудника Елены Кокуриной «Счастливая Цветаева. Солнце в жизни и творчестве» (с участием чтецов – учеников гимназии № 1619 имени М.И. Цветаевой), лекция старшего научного сотрудника Елены Ильиной «День был субботний – Иоанн Богослов» из цикла «Ночной разговор» об отношении Марины Цветаевой к вопросам веры и ее собственных религиозно-философских исканиях, концерт «Марина Цветаева. Поэт и время» (исполнитель – Алиса Гребенщикова; в сопровождении Московского камерного Шнитке-оркестра), а также музыкально-поэтический вечер-посвящение «Тайный жар». Исполнители: актриса и режиссер Александра Листопадова, музыканты Данила Попов (виолончель) и Варвара Ермолаева (фортепиано).
Представляется очень интересной и презентация фильма «Дом», посвященного мемориальной квартире Марине Цветаевой. Фильм был снят режиссером Алексеем Смирновым в 2017 году в рамках проекта «Кинопоэзия».
В ленте она предстает почти первозданной — открытой, белой, с уникальной архитектурой и планировкой. В главных ролях снялись актрисы Татьяна Друбич и Мария Андреева.
Надеемся, что этот фильм удастся посмотреть не только посетителям музея.
22 мая состоялось еще одно важное событие: празднование двадцатилетия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, который является подразделением Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На торжестве присутствовали руководители музея и университета, преподаватели и студенты, деятели науки и культуры.
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева — уникальный совместный проект российского университета и всемирно известного музея. Он является исследовательской площадкой, реализующей систему обучения студентов средствами искусства. Открытый для посещений в любой день, кроме понедельника, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом.
На юбилейном празднике вручались почетные грамоты и объявлялись благодарности лицам, внесшим важный вклад в создание и развитие музея, получали дипломы студенты РГГУ – победители стипендиального и грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина за 2016-17 учебный год.
С приветственным словом выступила почетный член Международного совета музеев, академик РАО, академик Российской академии художеств, почетный доктор РГГУ, заслуженный деятель искусств РФ, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антонова.
Музей открывался, в первую очередь, для юношества, как писал сам И.В. Цветаев, его вдохновительница, княгиня Зинаида Волконская имела ту же цель. … Памятники, которые здесь расположены, учат нас видеть, смотреть, понимать и проникать в глубины не только пластических искусств, но и всего того, что порождает тот или иной образ, будь это древнеегипетский фараон или античная Афродита, средневековый святой, или скульптура мастера времен Ренессанса. Все это – история, все это – осознание того, что такое есть художественный язык. … Совместно мы сделали уникальное дело, и может быть, это станет примером для университетов в других городах нашей огромной страны.
Мысль И. А. Антоновой подтвердил доктор исторических наук, президент РГГУ Е.И. Пивовар:
Проект в принципе уникален для Российской Федерации, ему нет аналогов. Это не просто содружество величайшего музея и уникального университета, это коллекция, уникальная с точки зрения экспонатов. Есть слепки, у которых уже не сохранилось оригиналов. Сам по себе оригинален и образовательный контент, в основе которого лежит идея И.В. Цветаева представить всю гамму мировой культуры, начиная с глубокой древности. Уникальность университетского музея заключается и в том, что он общедоступен для всех… Это направление, которым можно смело гордиться!
Развивая мысли коллег, директор Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» Е.И. Жук объединила высокие цели двух музеев:
Мы как мемориальный музей находимся в уникальной ситуации: служа имени Марины Цветаевой, по статусу и по роду деятельности мы не можем позволить себе опуститься ниже той планки профессиональной работы музея, которую задал в свое время Иван Владимирович Цветаев. …Марина Ивановна Цветаева писала: ‘’Последним солнцем розовея, распахнутый лежит Платон… Бюст Апполона – план Музея – и всё – как сон’’. Это сон, который сбылся, тот сон, в котором мы имеем счастье жить».
Просветительскую линию сотрудники музея продолжали и за пределами общегородских мероприятий. 25 мая Наталья Багратовна Шаинян прочитала лекцию о Марине Цветаевой и Максимилиане Волошине в библиотеке им. Д.С. Лихачева. И этот выбор места имеет символическое обоснование:
Имя Дмитрия Сергеевича нас с библиотекой объединяет — он стоял у истоков основания цветаевского музея.
Важное событие состоялось и в Музее семьи Цветаевой в селе Ново-Талицы Ивановской области — там прошли XXXI Цветаевские чтения. В мероприятии приняли участие представители цветаевских музеев России, музейного и библиотечного сообществ региона, общественных организаций и творческих союзов, ученые и краеведы.
Состоялся круглый стол «Творческое и культурное наследие семьи Цветаевых: проблемы изучения, популяризации и сохранения», на котором выступали заведующая отделом рукописей Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина М.Б. Аксененко и заместитель заведующего Учебным художественным музеем имени И.В. Цветаева А.Н. Баранов. Участники познакомились с выставкой «Открытки нужно открывать» и увидели открытки членов семьи Цветаевых, которые они получали от своих друзей и родственников. Среди них — открытка Марины Цветаевой, купленная ею в Париже в 1909 году. В экспозиции представлены автографы Марии Александровны Мейн, Валерии и Андрея Цветаевых, Ариадны Эфрон, а также их корреспондентов, таких как Федор Петрович Рейман, Александра Григорьевна Подгорецкая. Эти имена, кажется, почти или совсем не изучены. Было бы весьма интересно узнать, что связывало этих людей с цветаевской семьей.
Эти Чтения, судя по новостям, открыли линию научных собраний, посвященных цветаевскому юбилею. Будем следить за новыми сообщениями.
Заметка составлена по материалам СМИ.
О Федоре Реймане мне на днях попался интересный рассказ. Это отрывок из воспоминаний В.И. Цветаевой, относящихся к лету 1903 года (РГАЛИ, Ф. 1190, оп. 2, ед.хр. 413):
Вчера были мы в Римских катакомбах. Вдали за городом вырыты глубокие, иногда в несколько этажей, подземные переходы, пещеры, часовни – лишены света, низкие тесные, серые. И здесь, в этих душных щелях подземелья спасались когда-то гонимые христиане, бежавшие из Рима. На стенах сохранились рисунки, символы и писаные в те давние времена фрески религиозного содержания. Сырость разрушала, губила все. Спасти остатки древне-христианской живописи отважился русский художник Ф. Рейман – самоотверженный энтузиаст, подвижнически, в труднейших условиях, копировавший фрески римских катакомб. Жил Рейман поблизости в сторожке ж/д сторожа, что избавляло его от утомительных ежедневных хождений из города до Катакомб. Работал он в такой невероятной сырости, что в 2 месяца истлевали веревки, связывавшие бревна помоста, необходимого ему во время работы. Фрески осыпались от притока, движения воздуха – приходилось спешить. Работы Реймана сохранили уже исчезавшие образы художественного народного творчества первых веков христианства.
Мы познакомились с художником Ф. Рейманом. Он оказался скромным, пожилым человеком. Отец вошел в деловые с ним сношения, заказал ему ряд работ, копии катакомбной живописи для строящегося в Москве Музея.