2017 — год «цветаевских» юбилеев. Обзор мероприятий: май

флешмоб1

Май был полон разнообразных юбилейных примет.

Главным событием можно считать начало новой жизни Дома-музея Марины Цветаевой. После почти полугодового ремонта 18 мая музей открыл свои двери для посетителей.

 

 

 

 

Это событие важно и интересно по многим причинам, начиная с самой даты открытия. Как сообщается на сайте музея,

Выбор даты не случаен: он призван подчеркнуть нашу солидарность со всеми музеями мира – и нашу преемственность по отношению к старшим «собратьям»: Марина Цветаева – дочь Ивана Владимировича Цветаева, основателя знаменитого ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Е.И. Жук и А.Н. Баранов

Эта связь музейных дат представлена в нашем обзоре чуть ниже. А вот что говорится о результатах реставрационных работ:

Пять месяцев ремонта после четверти века непрерывной открытости всему миру позволили Дому-музею Марины Цветаевой обрести второе дыхание: мы переосмыслили, обновили и даже уточнили вверенное нам мемориальное пространство.

Этот факт можно считать новым открытием цветаеведения — в музейном плане.

музей музей1

По словам директора музея Елены Ивановны Жук,

Все комнаты мемориальной квартиры сохранили свой интерьер, более того, после научно-исследовательской работы он был уточнён, что на открытии отметила Ольга Андреевна Трухачева. Впервые мы открыли для посетителей «гостевую» комнату и чёрную лестницу, ранее доступа к ним для посетителей не было. Более 70 мемориальных предметов теперь доступны для ознакомления непосредственно в мемориальной квартире.

Будет очень интересно познакомиться с новым лицом цветаевского дома, изучать, как новые черты сочетаются с прежними, привычными, рассматривать и вживаться во все уголки и предметы борисоглебской «шкатулки с секретами».

В нашем блоге мы надеемся  представить реставрированный облик музея, каким он увиделся посетителям.

А через два дня, 20 мая на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии состоялся флешмоб, посвященный цветаевскому юбилею:

Победители конкурса художественного чтения «Слово Цветаевой» прочли для пассажиров знаменитые стихотворения, написанные в разные периоды творчества Марины Цветаевой.

Выбор места тоже не случаен:

недалеко отсюда, в доме №6 по Борисоглебскому переулку Марина Цветаева жила с 1914 по 1922 годы.

флешмоб

Спускаясь на станцию, участники флешмоба прочли стихотворение «Тебе — через сто лет», а на платформе прозвучали «Моим стихам, написанным так рано…» и «Рас-стояние: вёрсты, мили…».

Как сообщает сайт Дома-музея,

Такая необычная «подача» творчества поэта, безусловно, понравилась случайным зрителям: была встречена улыбками и аплодисментами пассажиров метро.

После окончания флешмоба в московском метро чтение стихотворений продолжилось в Борисоглебском переулке.

флешмоб1

Флешмоб стал частью программы «Ночь в музее», в которую входили и другие просветительские акции: пешеходная экскурсия «Ода пешему ходу» (по местам, связанным с именем Марины Цветаевой в Поварской слободе),  лекция старшего научного сотрудника Елены Кокуриной «Счастливая Цветаева. Солнце в жизни и творчестве» (с участием чтецов – учеников гимназии № 1619 имени М.И. Цветаевой), лекция старшего научного сотрудника Елены Ильиной «День был субботний – Иоанн Богослов» из цикла «Ночной разговор» об отношении Марины Цветаевой к вопросам веры и ее собственных религиозно-философских исканиях,  концерт «Марина Цветаева. Поэт и время» (исполнитель – Алиса Гребенщикова; в сопровождении Московского камерного Шнитке-оркестра), а также музыкально-поэтический вечер-посвящение «Тайный жар». Исполнители: актриса и режиссер Александра Листопадова, музыканты Данила Попов (виолончель) и Варвара Ермолаева (фортепиано).

 

 

Представляется очень интересной и  презентация фильма «Дом», посвященного мемориальной квартире Марине Цветаевой. Фильм был снят режиссером Алексеем Смирновым в 2017 году в рамках проекта «Кинопоэзия».

В ленте она предстает почти первозданной — открытой, белой, с уникальной архитектурой и планировкой. В главных ролях снялись актрисы Татьяна Друбич и Мария Андреева.

Надеемся, что этот фильм удастся посмотреть не только посетителям музея.

22 мая состоялось еще одно важное событие: празднование двадцатилетия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, который является подразделением Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На торжестве присутствовали руководители музея и университета, преподаватели и студенты, деятели науки и культуры.

ИВЦ ИВЦ3

 

Учебный  художественный музей им. И.В. Цветаева —  уникальный совместный проект российского университета и всемирно известного музея. Он является исследовательской площадкой, реализующей систему обучения студентов средствами искусства. Открытый для посещений в любой день, кроме понедельника, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом.

На юбилейном празднике вручались почетные грамоты и объявлялись благодарности лицам, внесшим важный вклад в создание и развитие музея, получали дипломы студенты РГГУ – победители стипендиального и грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина за 2016-17 учебный год.

С приветственным словом выступила почетный член Международного совета музеев, академик РАО, академик Российской академии художеств, почетный доктор РГГУ, заслуженный деятель искусств РФ, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антонова.

ИВЦ1

Музей открывался, в первую очередь, для юношества, как писал сам И.В. Цветаев, его вдохновительница, княгиня Зинаида Волконская имела ту же цель. … Памятники, которые здесь расположены, учат нас видеть, смотреть, понимать и проникать в глубины не только пластических искусств, но и всего того, что порождает тот или иной образ, будь это древнеегипетский фараон или античная Афродита, средневековый святой, или скульптура мастера времен Ренессанса. Все это – история, все это – осознание того, что такое есть художественный язык. … Совместно мы сделали уникальное дело, и может быть, это станет примером для университетов в других городах нашей огромной страны.

Мысль И. А. Антоновой подтвердил доктор исторических наук, президент РГГУ Е.И. Пивовар:

Проект в принципе уникален для Российской Федерации, ему нет аналогов. Это не просто содружество величайшего музея и уникального университета, это коллекция, уникальная с точки зрения экспонатов. Есть слепки, у которых уже не сохранилось оригиналов. Сам по себе оригинален и образовательный контент, в основе которого лежит идея И.В. Цветаева представить всю гамму мировой культуры, начиная с глубокой древности. Уникальность университетского музея заключается и в том, что он общедоступен для всех… Это направление, которым можно смело гордиться!

Развивая мысли коллег, директор Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» Е.И. Жук объединила высокие цели двух музеев:

Мы как мемориальный музей находимся в уникальной ситуации: служа имени Марины Цветаевой, по статусу и по роду деятельности мы не можем позволить себе опуститься ниже той планки профессиональной работы музея, которую задал в свое время Иван Владимирович Цветаев. …Марина Ивановна Цветаева писала: ‘’Последним солнцем розовея, распахнутый лежит Платон… Бюст Апполона – план Музея – и всё – как сон’’. Это сон, который сбылся, тот сон, в котором мы имеем счастье жить».

Просветительскую линию сотрудники музея продолжали и за пределами общегородских мероприятий. 25 мая Наталья Багратовна Шаинян прочитала лекцию о Марине Цветаевой и Максимилиане Волошине в библиотеке им. Д.С. Лихачева. И этот выбор места имеет символическое обоснование:

Имя Дмитрия Сергеевича нас с библиотекой объединяет — он стоял у истоков основания цветаевского музея.

Шаинян Шаинян1

Важное событие состоялось и в Музее семьи Цветаевой в селе Ново-Талицы Ивановской области — там прошли XXXI Цветаевские чтения. В мероприятии приняли участие представители цветаевских музеев России, музейного и библиотечного сообществ региона, общественных организаций и творческих союзов, ученые и краеведы.

Музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах

Музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах

 

Состоялся круглый стол «Творческое и культурное наследие семьи Цветаевых: проблемы изучения, популяризации и сохранения», на котором выступали заведующая отделом рукописей Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина М.Б. Аксененко и заместитель заведующего Учебным художественным музеем имени И.В. Цветаева А.Н. Баранов. Участники познакомились с выставкой «Открытки нужно открывать» и увидели открытки членов семьи Цветаевых, которые они получали от своих друзей и родственников. Среди них — открытка Марины Цветаевой, купленная ею в Париже в 1909 году. В экспозиции представлены автографы  Марии Александровны Мейн, Валерии и Андрея Цветаевых, Ариадны Эфрон, а также их корреспондентов, таких как Федор Петрович Рейман, Александра Григорьевна Подгорецкая. Эти имена, кажется, почти или совсем не изучены. Было бы весьма интересно узнать, что связывало этих людей с цветаевской семьей.

Открытки нужно открывать

Эти Чтения, судя по новостям, открыли линию научных собраний, посвященных цветаевскому юбилею. Будем следить за новыми сообщениями.

Заметка составлена по материалам СМИ.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “2017 — год «цветаевских» юбилеев. Обзор мероприятий: май”

  1. kamnewa:

    О Федоре Реймане мне на днях попался интересный рассказ. Это отрывок из воспоминаний В.И. Цветаевой, относящихся к лету 1903 года (РГАЛИ, Ф. 1190, оп. 2, ед.хр. 413):

    Вчера были мы в Римских катакомбах. Вдали за городом вырыты глубокие, иногда в несколько этажей, подземные переходы, пещеры, часовни – лишены света, низкие тесные, серые. И здесь, в этих душных щелях подземелья спасались когда-то гонимые христиане, бежавшие из Рима. На стенах сохранились рисунки, символы и писаные в те давние времена фрески религиозного содержания. Сырость разрушала, губила все. Спасти остатки древне-христианской живописи отважился русский художник Ф. Рейман – самоотверженный энтузиаст, подвижнически, в труднейших условиях, копировавший фрески римских катакомб. Жил Рейман поблизости в сторожке ж/д сторожа, что избавляло его от утомительных ежедневных хождений из города до Катакомб. Работал он в такой невероятной сырости, что в 2 месяца истлевали веревки, связывавшие бревна помоста, необходимого ему во время работы. Фрески осыпались от притока, движения воздуха – приходилось спешить. Работы Реймана сохранили уже исчезавшие образы художественного народного творчества первых веков христианства.

    Мы познакомились с художником Ф. Рейманом. Он оказался скромным, пожилым человеком. Отец вошел в деловые с ним сношения, заказал ему ряд работ, копии катакомбной живописи для строящегося в Москве Музея.

Оставить комментарий