Презентация нового переиздания книги М.И. Белкиной «Скрещение судеб»

yZjuN0OR_qo

25 октября в Государственном литературном музее прошла презентация переиздания книги Марии Белкиной «Скрещение судеб» в рамках спецпрограммы выставки к 125-летию Марины Цветаевой «Душа, не знающая меры…».  Для тех, кто не имел возможности присутствовать на этом вечере лично, мы сегодня представляем выдержки их выступления Натальи Громовой, куратора выставки и человека, лично знавшего Марию Иосифовну Белкину.

Свое выступление Наталья Громова начала с рассказа о том, что книга «Скрещение судеб» вообще не должна была появиться на свет, т.к., во-первых, Белкина не писала книг, а была автором очерков, а, во-вторых, она не мыслила себя рядом с Цветаевой, не представляла себе, что может о ней написать. Она все время повторяла фразу, однажды сказанную Цветаевой: «Обо мне должен написать немец, только немец с его скрупулезностью способен был бы описать мою жизнь». Это была, разумеется, шутка.

Сначала М.И. Белкина думала, что ее муж (Анатолий Тарасенков), хорошо знакомый с творчеством Цветаевой, должен был написать какую-то книгу о ней. Но он умер, как известно, в 1956 году, такой книги не написав. Потом на горизонте возникла Ариадна Сергеевна Эфрон. И все думали, что какую-то книгу о матери напишет она. Но все дело в том, что все, что Ариадна Сергеевна могла написать, кончается 1925 годом. До этого были самые близкие и нежные отношения, когда Аля была «маленькой тенью». А потом произошел серьезный надрыв. Собственно, их «разлука» продолжалась до 1939 года, до момента, когда они встретились в Болшево. Они всего 2 месяца проживут вместе, а потом расстанутся навсегда. Вся оставшаяся жизнь Ариадны Сергеевны – это вечная боль, не просто боль за мать, а вечная тоска и желание вернуть долг, который, как ей казалось, она не могла вернуть. Она собрала огромное количество поэтических сборников, занималась наследием, дралась со всеми современниками, закрывала архив, но книгу, которую от нее ждали, не написала.

В 1975 году Ариадна Сергеевна умерла. И примерно в это же время, в 1977 году, единственный сын М.И. Белкиной уехал с семьей в Америку, уехал навсегда. Для Марии Иосифовны это был период тяжелейшей депрессии, она осталась одна и уже думала о самоубийстве. В память о Тарасенкове она создала библиографический справочник «Поэты ХХ века». Она считала, что она свою миссию на Земле выполнила. И вот, как она рассказывала, когда она уже приставляла лестницу, чтобы броситься из окна, ей показалось, что это ужасно смешно выглядит со стороны, как она ползет к окну (она была человек с удивительным юмором). И она вдруг решила развернуться. Ей было почти 70 лет. Она уехала в Никитский сад и начала писать книгу.

На дворе 1977 год, она прекрасно понимала, что все, что касается Сталина, Ежова и вообще всей атмосферы, не может быть напечатано. Но она работала над книгой, перепечатывала отдельные куски на тонкую папиросную бумагу и отправляла то с одним человеком, то с другим за границу к сыну, в надежде, что потом, когда это соберется в толстый том, книга будет опубликована там. Пока она все это делала, настали новые времена. В 1985 году она книгу закончила. А в 1986 году началась Перестройка. И появилась возможность издать книгу в СССР.

Когда книга вышла, она имела абсолютно фантастический эффект. Ее перевели на 14 языков. Ее издание стало настоящим потрясением и для редактора и для автора. Ее сын был в очень близких дружеских отношениях с Бродским, когда работал в Нью-Йорке на радио «Свобода». И однажды я (т.е. Наталья Громова – прим. публикатора) ее спросила: «Как Бродский отнесся к Вашей книге?» Она не ответила, только рассердилась. А позже перезвонила и сказала: «Мне было страшно отвечать на этот вопрос, потому что Вы бы решили, что я нескромный, заносчивый человек. Потому что Бродский сказал Мите, что ничего лучше о Цветаевой не читал». Это был его отзыв, и она его стеснялась, потому что любила больше всего трех поэтов, хотя ее окружало огромное количество и поэтов, и творческих людей, любила она Пастернака, Цветаеву и Бродского.

 

 

На презентации прозвучало еще много интересных подробностей о жизни автора, были показаны фотографии из ее личного архива, а также отрывки из документального фильма «Настанет свой черед», где М.И. Белкина рассказывала о своих встречах с М.И. Цветаевой.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий