С 7 по 9 октября 2017 г. в Доме-музее Цветаевой проходила ХХ Международная научная конференция «Фараонова пшеница»: Наследие Марины Цветаевой в ХХI веке». Я могла ее сравнить не только с прошлогодней конференцией, но и с той, тоже юбилейной, которая проходила 10 лет назад, в 2007 году.
С первых же слов Елены Баурджановны Коркиной, открывшей первое заседание:
«Начнем, пожалуй, как говаривал Ленский», в зале создалась удивительная атмосфера уюта, непринужденности, свободы, столь соответствующая «духу места» и сохранявшаяся до конца пребывания. По моим впечатлениям, все было организовано и проведено с тонким чувством баланса торжественности, интимности, дружественности и высоты. Думаю, что все участники конференции — и опытные, и впервые присутствующие — чувствовали себя в этой атмосфере как дома. Очень хочется надеяться, что созданный тон сохранится и впредь.
И очень хочется поблагодарить добрых «гениев места»: директора Елену Ивановну Жук, старшего научного сотрудника Ольгу Самоцветову и всех организаторов — за блестящее проведение конференции, за заботу, внимание, тщательное соблюдение традиций и полезные нововведения.
Прекрасному впечатлению способствовал и новый облик зала: глухой синий цвет стен, завешенные портьерами окна создавали ощущение камерности — не душной коробочки, а по-домашнему уютной шкатулки; яркие баннеры служили не только информационным дополнением процесса, но и украшением зала, и участники, выходившие к микрофону, отлично «вписывались в интерьер», подобно персонажам театральной сцены. Можно было бы лишь пожелать, как водится на конференциях, подобие кафедры для докладчиков, чтобы они могли охватывать вниманием весь зал — и чтобы весь зал видел докладчика… Но и без этого элемента контакт был взаимным и полным на всем протяжении заседаний.
Состав участников и программа конференции были особенно для меня важны тем, что посчастливилось узнать из первых рук о работе ученых из разных стран: Чехии, США, Болгарии, увидеть «живьем» легендарные имена и послушать их интереснейшие рассказы.
Прекрасным нововведением стала трансляция докладов — и скоро мы сможем вывесить их в нашем блоге. По этой причине я не фиксировала тексты выступлений — лишь отмечала отдельные нюансы.
Поскольку 7 и 8 октября проходила основная, «марино-цветаевская» часть конференции, то разговор пойдет именно о ней.
В сегодняшней заметке — впечатления от первого дня. Фотографии — Дома-музея Цветаевой.
7 октября 2017 года (суббота)
Картина мира Марины Цветаевой
О.А. Клинг (Московский государственный университет). М. Цветаева: мимо литературы. Пролет в будущее
Подчеркнута «дисгармоническая ритмика» Цветаевой
С.В. Панов (Московский институт стали и сплавов), С.Н. Ивашкин (Библиотека № 19 им. П.И. Юргенсона). «Законом зерна»: письмо разрыва и поэтический след (поэмы Цветаевой)
Вопрос: К какому течению вы бы отнесли «Крысолова»?
Ответ: В этой лирической сатире объективируется авторская позиция.
Е.В. Сомова (Кубанский государственный университет). М. Цветаева и В. Ходасевич: выход из пространства комнаты
Очень интересный доклад.
Тема «комнаты» реализуется в три этапа: 1) создать, ограничить 2) заполнить 3) назвать.
М.М. Полехина (Московский государственный институт международных отношений, Одинцово). Концептуализация «начала» и «конца» в пространственно-временной картине мира Марины Цветаевой чешского периода
Марина Цветаева и мировая культура
Л.Л. Кертман (Израиль). Лев Толстой в творческом сознании Марины Цветаевой
«Интересно, что Цветаева сопоставляет Толстого и других лиц — всегда не в пользу Толстого»
М.Г. Сафин (Татарстан). Марина Цветаева и татарская литература
Р. Русев (Институт литературы Болгарской академии наук). Цветаевские переводы болгарских поэтов
«Имя Цветаевой в Болгарии — одно из самых известных и почитаемых»
Архивы: исследования и публикации
С. Гарциано (Лионский Университет им. Жана Мулена). Образ Марины Цветаевой в призме творчества Аллы Головиной на примере документального фонда Иезуитской славянской библиотеки (Лион, Франция)
Глядя на сопровождавшие доклад изображения страниц с пометами Головиной на страницах, посвященных Цветаевой, прямо-таки завидовала докладчику, жалея, что не удалось сделать такую же презентацию, наглядно представить цветаевские пометы.
И.Г. Башкирова (Иркутск), Р.С. Войтехович (Тартуский университет). Пометы Цветаевой на сборниках К.Д. Бальмонта
Е.И. Жук: К сожалению, специалисты «Ленинки» пришли к заключению, что состояние трехтомника не позволяет его сканировать. Но в конце ноября состоится выставка «Где мой дом?», на которой будут представлены оригиналы источников, входивших в круг чтения Цветаевой — и там можно будет увидеть, например, упомянутые в докладе пометы Цветаевой на сборниках Валерия Брюсова.
Е.И. Лубянникова (Российская национальная библиотека). К истории отношений М.И. Цветаевой и Н.А. Нолле-Коган: Новые материалы
М.В. Доронина (Омск). Дом семьи Цветаевых в Трехпрудном переулке: история строительства и владельцы
В момент, когда речь пошла об одной из владелиц — Толстой, — зал чрезвычайно оживился. Еще бы: неожиданное пересечение столь близких и столь далеких миров. После заседания не раз узнавала о докладе как о новом направлении работы, новом открытии. Поздравляю докладчика с превосходным дебютом!
В следующей заметке — продолжение впечатлений.